Делаем сами - Информационный портал

Делаем сами - Информационный портал

» » Проект по русскому языку на тему: "Знаки препинания". Творческая работа ученика по русскому языку на тему "похвальное слово знакам препинания" Рассказ о любом знаке препинания

Проект по русскому языку на тему: "Знаки препинания". Творческая работа ученика по русскому языку на тему "похвальное слово знакам препинания" Рассказ о любом знаке препинания

Года

Из истории возникновения знаков препинания

Сегодня нам трудно представить, что когда-то книги печатались без всем известных значков, которые называются знаками препинания . Они стали настолько привычны для нас, что мы их просто не замечаем, а значит, и не можем по достоинству оценить. А между тем знаки препинания живут своей самостоятельной жизнью в языке и имеют свою интересную историю.
В повседневной жизни нас окружает множество предметов, вещей, явлений, настолько привычных, что мы редко задумываемся над вопросами: когда и как появились эти явления и - соответственно - слова, их называющие? Кто является их создателем и творцом?
Всегда ли столь привычные для нас слова обозначали то, что они обозначают сегодня? Какова история их вхождения в нашу жизнь и язык?
К такому привычному и даже в какой-то мере обыденному (в силу того, что мы сталкиваемся с этим повседневно) можно отнести русское письмо, точнее, графическую систему русского языка .
Основой графической системы русского языка, как и многих других языков, являются буквы и знаки препинания .
На вопрос, когда возник славянский алфавит , лежащий в основе русской азбуки, и кто был его создателем, многие из вас уверенно ответят: славянский алфавит был создан братьями Кириллом и Мефодием (863 год); в основу русской азбуки была положена кириллица; ежегодно в мае мы отмечаем День славянской письменности.
А когда появились знаки препинания ? Все ли известные и так хорошо знакомые нам знаки препинания (точка, запятая, многоточие и др.) появились одновременно? Как складывалась пунктуационная система русского языка? Какова история русской пунктуации?
Давайте попробуем ответить на некоторые из этих вопросов.
Как известно, в системе современной русской пунктуации 10 знаков препинания : точка [.], запятая [,], точка с запятой [;], многоточие […], двоеточие [:],вопросительный знак [?], восклицательный знак [!], тире [-], скобки [()] и кавычки [" «].

https://pandia.ru/text/78/123/images/image004_2.gif" align="left hspace=12" width="343" height="219"> Точку по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие. А в русском языке XVI-XVIII веков вопросительный знак назывался точка вопросительная, восклицательный - точка удивления. В грамматических сочинениях XVI века учение о знаках препинания называлось „учением о силе точек“ или „о точечном разуме“, а в грамматике Лаврентия Зизания (1596) соответствующий раздел имел название „О точках“.

Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV веке. По мнению, слово запятая - это результат субстантивации (перехода в существительное) страдательного причастия прошедшего времени от глагола запяти (ся) - „зацепить(ся)“, „задеть“, „заколоться“. связывает это слово с глаголами запясть, запять, запинать - „останавливать“, „задерживать“.

https://pandia.ru/text/78/123/images/image006.jpg" align="left" width="178" height="144 src=">
Двоеточие [:] как разделительный знак начинает употребляться с конца XVI века. Оно упоминается в грамматиках Лаврентия Зизания, Мелетия Смотрицкого (1619), а также в первой русской грамматике доломоносовского периода (1731).

Восклицательный знак [!] отмечается для выражения восклицания (удивления) также в грамматиках М. Смотрицкого и. Правила постановки „удивительного знака“ определяются в „Российской грамматике“ (1755).

Вопросительный знак [?] встречается в печатных книгах с XVI века, однако для выражения вопроса он закрепляется значительно позже, лишь в XVIII веке. Первоначально в значении [?] встречалась [;] .

https://pandia.ru/text/78/123/images/image008.jpg" align="left" width="354" height="473 src=">К знакам препинания относится также абзац или красная строка. Абзац служит для выделения значимых частей текста, углубляет предшествующую точку и открывает совершенно новый ход мыслей.

https://pandia.ru/text/78/123/images/image010_0.gif" alt=". , ? ! ... : ; " align="left" width="692" height="116 src=">Ягодина Анастасия, ученица 4А класса гимназии №1 г. Мурманска

Наши ПРОЕКТЫ

Похвальное слово знакам препинания

. В русском языке 10 знаков препинания:

точка [ . ] вопросительный знак [ ? ]

запятая [ , ] восклицательный знак [ ! ]

точка с запятой [ ; ] тире [ — ]

многоточие [...] скобки [ () ]

двоеточие [ : ] кавычки [ « » ]

Древнейшим знаком препинания является точка. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Затем появилась запятая. Слово точка вошло в название таких знаков препинания, как точка с запятой (;), двоеточие (:), многоточие (...).

1. Вспомните употребление знаков препинания:

а) какие знаки препинания ставятся в конце предложений?

б) какой знак препинания «живёт» внутри предложения?

в) какой знак и когда ставится перед предложением?

2. Что могут рассказать о себе знаки препинания? Составьте такой рассказ от имени какого-либо знака препинания.

3. Проведите исследование. Найдите в учебнике по литературному чтению любое стихотворение, прочитайте его.

. Какие знаки препинания употреблены в стихотворении?

. Каких знаков больше?

. Какие знаки вам неизвестны?

Выскажите мнение, какую «работу» выполняют знаки препинания в этом стихотворении.

Прочитайте выразительно стихотворение. Помогли ли вам выразительно прочитать стихотворение знаки препинания?

V Составьте сообщение на одну из тем:

. «Похвальное слово знакам препинания»,

Общие сведения

В русском языке 10 знаков препинания. Они играют важную роль, позволяют правильно понять письменную речь, обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание смысла высказывания и эмоциональных оттенков предложения. Вообще, без знаков препинания текст был бы набором слов. У них разнообразный круг употребления. На первый взгляд, трудно разобраться в их постановке, но научиться этому можно, нужно только знать пунктуационные правила.

Функции знаков препинания

1.Смысло-различительная (помогают верно передать смысл высказывания; без знака препинания фраза осталась бы непонятной; он придает однозначный смысл фразе; без них текст был бы эквивалентен (равен) неясному набору символов; они помогают нам сделать так, чтобы нас поняли однозначно)

2.Интонационно-экпрессивная (пунктуация в конце предложения обозначает цель высказывания (сообщение, вопрос или побуждение к действию) и интонацию речи, т.к. З.П. расставляют и эмоциональные акценты: восхищение, недовольство, радость, удивление и проч.).

Виды знаков препинания

1.Знаки завершения (точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие, сочетание знаков: вопросительного с восклицательным; вопросительного знака с многоточием; восклицательного знака с многоточием). Смысл употребления: а) помогают обозначить завершенность, законченность фразы, выражения; б) однозначно передать смысл высказывания (повествование о чем-либо, вопрос, обращенный к кому-либо, побуждение к действию), т.е. обозначить интонацию, расставить эмоциональные акценты: восхищение, недовольство, радость, удивление и проч..

2.Знаки разделения (запятая, двоеточие, точка с запятой, тире). Смысл употребления: помогают расставить смысловые акценты на слове или фразе в предложении.

3.Знаки выделения (запятая, кавычки, скобки, тире). Смысл употребления: помогают расставить смысловые акценты на слове или фразе в предложении.

Пунктуационные знаки

Употребление

Примеры формулировок в сочинении

Знак завершения. Точкой однозначно обозначается конец предложения, в котором повествуется о чем-либо. Она указывает на независимость завершенного высказывания.

Приведу в пример предложение № 3: «В лесу стало тихо.» Это законченное высказывание, в котором повествуется о наступлении вечерней тишины и спокойствия. Точка обозначила конец предложения.

Многоточие

Знак завершения. Во-первых, оно однозначно указывает на конец высказывания, которое могло бы быть продолжено. Во-вторых, обозначает некое раздумье, размышление автора речи, может свидетельствовать о неполноте информации, недосказанности, стремлении умолчать что-либо или о неуверенности пишущего. В-третьих, многоточие ставится и тогда, когда нужно обозначить неожиданный переход от одного высказывания к другому. В четвертых, многоточием обозначается пропуск в речи (например, при цитировании).

Кроме того, многоточие ставится для указания на перерывы в речи, на заминки, вызванной различными причинами (волнением, например).

Многоточие стоит в конце предложения № 17: «Как бы вам объяснить попонятнее…» Этот пунктуационный знак указывает на конец завершенного высказывания. Многоточие указывает, что автор размышляет, пытается подобрать нужные слова, чтобы продолжить свою речь.

Например, предложения № 23 и 24: «Дубровский молчал… Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногой, оттолкнул секретаря…» В конце обоих высказываний стоит многоточие. С одной стороны, этот знак обозначает конец завершенного высказывания, отделяет одну мысль от другой. С другой стороны, многоточием обозначается неожиданный переход от одного высказывания к другому, быстрая смена событий.

Возьмем, к примеру, предложение № 14: «В департаменте… но лучше не называть, в каком департаменте.» Гоголь поставил многоточие неслучайно. Этим пунктуационным знаком обозначен перерыв речи, заминка автора, видимо, размышляющего, стоит ли указывать место действия.

Восклица-

тельный знак

Знак завершения. Во-первых, им однозначно обозначается автономность, независимость, конец высказывания, в котором повествуется о чем-либо или кто-либо призывается (побуждается) к действию. Во-вторых, им расставляется эмоциональный акцент, т.к. с помощью восклицательного знака мы доносим и то чувство, с которым хотели бы произнести фразу (восторг, удивление, недовольство, сомнение и проч.). Знак свидетельствует об эмоциональной напряженности, эмоциональной окрашенности речи.

«Как жаль, что птицы улетели!» Это предложение (№4) представляет собой законченную мысль. Автор, находясь в лесу, с сожалением замечает, что стало очень тихо. Его эмоциональное состояние подчеркивает восклицательный знак в конце предложения.

Вопроси-тельный знак

Знак завершения. Во-первых, он однозначно указывает на конец высказывания, заключающего в себе прямой вопрос. Во-вторых, он обозначает интонацию, с которой следует произносить предложение (она вопросительная).

Может ставиться в скобках для выражения сомнения или недоумения пишущего.

Посмотрим на предложение № 16: «Который час?» Здесь звучит прямой вопрос. Законченное высказывание принадлежит Павлу, герою рассказа, который ожидает ответа.

«На выставке были представлены самые последние (?) модели отечественных автомобилей.» Читая это предложение, мы понимаем, что автор высказывания сомневается, несколько неуверен в приводимом факте.

Во-первых, это знак разделения. Разделяет: а) однородные члены предложения, при этом обозначает их границы; этот знак ставится при перечислении действий, предметов, признаков и проч.; б) простые предложения в составе сложного со значением перечисления, разграничивает его части. Во-вторых, это знак выделения. Запятыми выделяются обособленные определения и обстоятельства (в т.ч. причастные и деепричастные обороты), вводные слова и предложения, обращения, междометия, уточняющие и пояснительные члены предложения. Т.о., запятая служит для обозначения границ смысловых отрезков, которые осложняют простое предложение.

Разделительный знак запятая несколько раз употребляется в предложении: «Ромашки, одуванчики, лютики, клевер – полевые цветы.» (№ 13) Здесь перечисляются однородные члены (подлежащие), соединенные бессоюзной связью. Границы между ними обозначают запятые.

Два простых предложения в составе сложного бессоюзного (№ 18) разделены запятой: «Гремел гром, сверкала молния.» Знак препинания указывает на границы частей сложного предложения, обозначает их автономность, независимость.

Вот, например, предложение № 2: «Лил дождь, косой и мелкий.» Запятая здесь употреблена неслучайно. Ею обособлены однородные одиночные определения, которыми образно рисуется осенний дождь в городе.

Двоеточие

Знак разделения. Во-первых, разделяет простые предложения в составе сложного, при этом второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом, поясняет или изъясняет что-либо. Во-вторых, употребляется после обобщающего слова перед однородными членами. При этом обобщающее слово включает в себя все лексическое значение ряда однородных членов, которые его конкретизируют. В-третьих, двоеточие разделяет слова автора и собственно прямую речь.

Рассмотрим предложение: «Печален я: со мною друга нет.» (№ 20) Это законченное высказывание. Оно представляет собой бессоюзное сложное предложение. В нем две части, причем вторая поясняет причину того, о чем говорится в первой. Граница между двумя простыми предложениями обозначена двоеточием.

«На скалах галдели птицы: фрегаты, кайры, поморники.» В этом простом предложении перечисляются однородные члены. Это подлежащие, которые обозначают названия пернатых. Обобщающее слово «птицы» употреблено перед ними. Для отделения его от однородных членов поставлено двоеточие.

В тексте есть предложение № 15. Оно состоит из слов автора текста («Он спросил») и прямой речи («Который час?»), принадлежащей герою рассказа Владимиру. Между этими высказываниями ставится двоеточие, обозначающее их разделение.

Точка с запятой

Знак разделения. Точка с запятой ставится между простыми предложениями в составе сложного бессоюзного со значением перечисления, если в одном из простых предложений уже есть запятая (т.е. части предложения уже распространены однородными или обособленными членами, вводными словами, обращениями, уточняющими членами и т.д.).

Автор использует точку с запятой в предложении: «Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережет их.» (№ 16) Высказывание представляет собой бессоюзное сложное предложение. Оно состоит из двух независимых, самостоятельных частей. Второе простое предложение осложнено деепричастным оборотом, который обособляется. Следовательно, между частями сложного предложения поставлен точка с запятой.

Знак разделения. Во-первых, ставится в бессоюзном сложном предложении в случаях: а) первая часть имеет значение времени или условия, б) вторая часть указывает на следствие, результат, б) содержание частей противопоставлено. Во-вторых, тире разделяет прямую речь от слов автора (вместе с запятой, восклицательным или вопросительным знаком), обозначая конец чужих слов и начало высказывания, указывающего на того, кто является их автором. В-третьих, оно может разделять пояснительные члены предложения. В-четвертых, тире употребляется на месте пропуска связки между подлежащим и сказуемым (неполнота информации). В-пятых, этот знак стоит перед репликой при передаче диалога. В-шестых, после однородных членов предложения перед обобщающим словом тоже ставится тире.

Перед нами бессоюзное сложное предложение: «Настанет утро – двинемся в путь.» В нем две части (простые предложения), причем первая из них указывает на время, когда будут происходить предполагаемые события. Поэтому внутри сложного предложения между относительно самостоятельными высказываниями ставится тире.

Тире употреблено в предложении № 17: «Солнце дымное встает – будет день горячий.» Это бессоюзное сложное предложение, состоящее из двух простых, представляющих законченные высказывания. Вторая часть указывает на следствие (результат). Поэтому между простыми предложениями ставится тире.

Во-первых, кавычки употребляются при цитировании, чтобы указать, что данное высказывание (законченное или часть его) принадлежит какому-либо лицу или является выдержкой из какого-либо источника. Во-вторых, в кавычки заключается прямая речь, переданная от лица ее автора. В данных случаях кавычки обозначают смену автора высказывания. В-третьих, кавычками выделяются слова, употребленные в необычном, условном или ироническом значении.

Автор, анализируя стихи российского поэта, приводит такие строчки: «Как писал Блок, «и вечный бой, покой нам только снится». (предложение № 29) Цитата из произведения заключена в кавычки, тем самым обозначается смена автора речи.

Например, предложение № 27 представляет собой высказывание русского критика 19 века В.Г.Белинского: «Мы в литературе чтим «табель о рангах» и боимся говорить о «высоких персонах». В словах писателя мы слышим иронию, а потому часть слов заключена в кавычки.

Знак выделения. Употребляется, когда мы желаем пояснить, уточнить что-либо, внести в высказывание добавочную информацию.

«Летом (скорее всего в июле) мы отправимся в круиз по Черному морю.» Прочитав это предложение, мы видим обстоятельство времени «летом», которое уточняется словами «скорее всего в июле». Уточняющие члены предложения, вносящие необходимую информацию, заключены в скобки.

Сочетание восклица-тельного знака с многоточием

Сочетание знаков завершения. Во-первых, им (сочетанием) однозначно обозначается конец высказывания. Во-вторых, расставляется эмоциональный акцент, т.к. с помощью в.з. мы доносим и то чувство, с которым мы произносим фразу, а многоточием указываем на некое раздумье, размышление автора речи, оно может свидетельствовать о недосказанности, стремлении умолчать что-либо или быстром переходе от одного высказывания к другому (ставится в конце абзаца).

Пример предложения: Вряд ли!..

Сочетание вопроситель-ного знака с многоточием

Сочетание знаков завершения. Во-первых, им (сочетанием) однозначно обозначается конец высказывания. Во-вторых, в.з. обозначает интонацию, с которой следует произносить предложение (она вопросительная). В-третьих, автор, сочетая в.з. с многоточием, указывает и на некое раздумье, размышление, недосказанность.

Пример предложения: В чем же его обаяние? В уме его?.. Во взгляде?..


Образец сочинения

Точка и многоточие – важные знаки препинания письменной речи

Точка и многоточие – важные знаки письменной речи. Точка – один из знаков завершения, она обозначает интонацию конца высказывания и ставится в конце повествовательного предложения, которое выражает законченную мысль. Не будь этого знака, мы бы не делали пауз между высказываниями, а потому не поняли бы, где завершается одна мысль и начинается другая. Точка обозначает интонацию конца. Многоточие тоже может завершать фразу, но функция знака препинания иная. Рассуждая на какую-либо тему, повествуя о чем-либо, автор речи, бывает, не решается высказать свою мысль полностью, о чем-то умалчивает. Многоточие нужно, чтобы выразить эту недосказанность и размышление. При этом оно может сочетаться как с вопросительным, так и с восклицательным знаками. В первом случае автор спрашивает о чем-либо, во втором выражает эмоции (удивление, радость и проч.). Кроме того, случается, что этот знак употребляется и внутри предложения, когда цитируется
чье-либо высказывание не полностью. Многоточие мы ставим на месте пропущенных слов.
Посмотрим на отрывок из текста. Рисуя своего героя, автор описывает его речь (предложение № 24), особенно много внимания уделяет голосу (предложение № 25), манере общаться с людьми. Высказавшись, Н.Гейнце завершает свои мысли, которые представляют собой повествовательные предложения, поэтому в конце мы видим точки. Рассказывая о том, какое впечатление производил Берсеньев на окружающих, писатель приводит в качестве примера слова некоторых из них: «Как вам сказать… я не знаю… но он очарователен.» Многоточие здесь неслучайно. С его помощью подчеркивается, как женщины размышляют, пытаются понять, чем герой привлекал к себе. Да и сам Н.Гейнце, погрузившись в свои мысли, задумывается, в чем же обаяние Берсеньева: «В уме его?.. Во взгляде?.. Или в его голосе?..» Эти вопросы он, размышляя, задает себе, но не сразу готов ответить на них, а потому здесь многоточие сочетается с вопросительным знаком.
Итак, точка и многоточие – важные знаки письменной речи.

  • В русском языке 10 знаков препинания:

точка [ . ] вопросительный знак [ ? ]
запятая [ , ] восклицательный знак [ ! ]
точка с запятой [ ; ] тире [ - ]
многоточие [...] скобки [ () ]
двоеточие [ : ] кавычки [ « » ]

Древнейшим знаком препинания является точка. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Затем появилась запятая. Слово точка вошло в название таких знаков препинания, как точка с запятой (;), двоеточие (:), многоточие (...).

1. Вспомните употребление знаков препинания:

а) какие знаки препинания ставятся в конце предложений?

Точка ставится в конце повествовательных и побудительных невосклицательных предложениях (Они отправились на прогулку в лес.).

Вопросительный знак ставится в конце вопросительного предложения (Отчего люди не летают?).

Восклицательный знак ставится в конце восклицательного предложения (Как хорошо жить на свете!).

б) какой знак препинания «живёт» внутри предложения?

Запятая.

в) какой знак и когда ставится перед предложением?

Тире ставится перед каждой репликой в диалоге.

2. Что могут рассказать о себе знаки препинания? Составьте такой рассказ от имени какого-либо знака препинания.

Привет! Я Восклицательный знак! Я стою, вытянувшись во весь свой рост. Вы не найдёте во всей семье знаков препинания героя более шумного и эмоционального, чем Восклицательный знак. Моя задача - привлечь внимание, позвать, призвать, указать, заставить! Больше всего я не люблю тишину! Я требую от вас эмоций и чувств!

3. Проведите исследование. Найдите в учебнике по литературному чтению любое стихотворение, прочитайте его.

  • Какие знаки препинания употреблены в стихотворении?
  • Каких знаков больше?
  • Какие знаки вам неизвестны?

Где сладкий шёпот
Моих лесов?
Потоков ропот,
Цветы лугов?
Деревья голы;
Ковёр зимы
Покрыл холмы,
Луга и долы.
Под ледяной
Своей корой
Ручей немеет;
Всё цепенеет,
Лишь ветер злой,
Бушуя, воет
И небо кроет
Седою мглой...

Выскажите мнение, какую «работу» выполняют знаки препинания в этом стихотворении.

Прочитайте выразительно стихотворение. Помогли ли вам выразительно прочитать стихотворение знаки препинания?

В стихотворении употреблены знаки препинания конца предложения (точка, вопросительный знак, многоточие). Больше всего в тексте запятых. Мне ещё неизвестен знак препинания точка с запятой. Знаки препинания помогают читать стихотворение более выразительно.

Составьте сообщение на одну из тем:

  • «Похвальное слово знакам препинания»,
  • «Зачем нужны знаки препинания»,
  • «Почему надо почтительно относиться к знакам препинания».
  • Представьте своё сообщение в классе.

Моё сообщение классу
«Похвальное слово знакам препинания»

Знаки препинания появились значительно позднее букв. Их стали использовать для интонационного выделения, для разделения и выделения частей текста, для эмоциональной окраски. Антон Чехов говорил, что знаки препинания служат нотами при чтении. Само выражение «знак препинания» образовано от древнего глагола «препинать» – «остановить, задержать в движении». В русском языке десять знаков препинания. Расскажу обо всех.

1. Точка
«Так, – сказала точка,
Точка-одиночка. –
Мной кончается рассказ.
Значит, я важнее вас».

Точка из стихотворения Самуила Маршака «Знаки препинания» практически права: можно представить себе фразу без запятой, без тире, без вопросительного знака, но невозможно без точки. Точка – самый древний знак препинания, им отмечали конец предложения ещё древние греки и римляне. Из самых, что ни на есть практических целей – для облегчения декламации.
В тёмные средние века о точке позабыли. Что там предложения! Даже слова писали, не отделяя их друг от друга. В русских и западных текстах точка появилась практически одновременно – в конце XV века. В русском языке слово «точка» происходит от глагола «ткнуть», на латыни punctum связано с латинским глаголом «колоть». Не все народы единодушны: в Китае вместо точки в конце предложения ставят кружок, в Индии – вертикальную линию, а в эфиопском письме вместо одной точки ставят сразу 4, но не в ряд, а квадратиком (።).

2. Запятая
Заявили запятые:
«Мы – особы занятые.
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ».

Истинная правда: запятая – самый распространённый знак в русской письменности. Ведь точка в предложении одна, а запятых мастер наставит столько, что считать собьёшься. Слово опять одолжили на Древней Руси, где глагол «запяти» означал «зацепиться» или «задеть». Круглое и с хвостом, как в известной загадке, стало разбивать слова в русских предложениях примерно с 1520 года. О том, как важно правильно поставить запятую, известно всем знакомым с письмом из исторической задачи: «Казнить нельзя помиловать».

3. Точка с запятой
«Если нет над нами точки,
Запятая – знак пустой!» –
Отозвалась с той же строчки
Тётя точка с запятой.

«Тётя» точка с запятой имеет своего вполне конкретного «отца»: её придумал и ввёл в употребление знаменитый венецианский издатель Альд Мануций. По его замыслу точка с запятой разделяла противоположные слова и независимые части сложносочинённых предложений. И прижилось: веком позже точка с запятой обнаружилась в творениях Шекспира. В современном русском языке творением Мануция пользуются в бессоюзном сложном или сложносочиненном предложении, если в его составных частях уже довольно запятых. Греческий язык зашёл куда дальше русского: в нём точка с запятой играет роль вопросительного знака.

4. Двоеточие
Двоеточие, мигая,
Закричало: «Нет, постой!
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой».

«Мигающее» в стихах Маршака двоеточие – знак пояснения: оно указывает на то, что часть текста после него связана пояснительными или причинными отношениями с частью текста, что находится перед ним. Как разделительный знак оно употребляется с конца XVI века и упоминается в первых книжках по грамматике, к примеру в «Грамматике» Мелетия Смотрицкого. До середины XIX века двоеточие использовалось в русском и в других европейских языках как знак сокращения. Экономные финны употребляют его для этой цели до сих пор, причём даже в середине слова: к примеру, вместо Helsinki они часто пишут H:ki.

5. Многоточие
«Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие...»

Владимир Набоков назвал многоточие следами слов, ушедших на цыпочках, Александр Генис дорожным знаком, указывающим на перекрёсток текста с пустотой. Многоточие – полная противоположность безапелляционной точке: оно обозначает паузу или незакоченную мысль и может, к тому же, нести оттенок неуверенности. «Знак пресекательный», как назвал многоточие в своей «Грамматике» 1831 года русский филолог А.Х. Востоков, в английском и русском варианте изображаются тремя точками, а в китайском языке так целыми шестью. Как и букву "ё", многоточие популяризировал Карамзин: наверное, имел пристрастие к точкам, где бы они ни были поставлены…

6. Восклицательный знак
Прибежал Чудак –
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
«Ура! Долой! Караул! Разбой!»

Михаил Васильевич Ломоносов назвал восклицательный знак «удивительным» знаком. Англичане считали иначе: восклицательный знак появился в английских печатных текстах в XV веке и назывался знаком восхищения или восклицания. Есть версия, что он произошёл от латинского восклицания Io, выражающего радость. Бурные эмоции на письме начали выражать довольно поздно: к примеру, в немецкоязычном тексте восклицательный знак появился в 1797 году. А американский писатель Френсис Скотт Фицджеральд призывал отказаться от восклицательного знака: "Ставить его – писал он, – это всё равно, что смеяться над собственной шуткой".

7. Вопросительный знак
Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задаёт он всем вопросы:
«Кто? Кого? Откуда? Как?»

Поэт Тредиаковский как-то спросил царского шута, знает ли тот что-нибудь о вопросительном знаке. «Знаю, – ответил шут. – Это маленькая горбатенькая фигура, которая задаёт дурацкие вопросы». Поэт Михаил Светлов шутил, что вопросительный знак – это состарившийся восклицательный. А вот и нет: в предках у знака вопроса числится точка с тильдой, то есть волнистой чертой сверху, которая обозначала удивление в голосе. Так писали в VIII века при дворе Карла Великого. Потом книгопечатникам: то ли братьям фон Шпейер, которых в Венеции звали да Спира, то ли самому Мануцию, их современнику, пришло в голову использовать первые две буквы латинского слова quaestio, что значит поиск ответа. Сначала вроде бы писали букву q над буквой o, а потом эта сложная конструкция трансформировалась в наше привычное "?".

8. Тире
Сомерсет Моэм писал о тире, что в нём есть что-то грубое, порывистое и азартное, и что можно редко встретить предложение, в котором его можно было бы заменить элегантной точкой с запятой или чёткими отделяющими скобками. Русский лингвист А.А. Барсов в «Кратких правилах российской грамматики», изданных в 1771 году, очень точно назвал его «молчанкой», а полвека спустя другой русский ученый А.Х. Востоков в своей «Сокращённой русской грамматике» изящно обозначил тире, как знак мыслеотделительный. Свое двусложное название тире получило от французского глагола со значением «растягивать». Популяризировал тире неугомонный Николай Михайлович Карамзин, но истинным его апологетом называют Марину Цветаеву.

9. Кавычки
Писать как курица лапой, конечно, некрасиво. А вот лягушачьи лапки, то есть кавычки, в письменной речи не только возможны, но иногда и совершенно необходимы. Смешное слово произошло от диалектного «кавка», то есть лягушка, или «кавыкать» – ковылять. Но может быть, лапки утиные или гусиные: учёные обнаружили в русских диалектах слово «кавыш», что означает утёнок или гусёнок. Считают, что они попали к нам ещё в XV веке: в грамматическом руководстве «Сказание изъявлено о писменех» их употребление попытался регламентировать учёный Константин Философ. Сейчас французские «ёлочки» и немецкие "лапки" употребляют, как известно, для выделения прямой речи, цитат, названий, если они не географические, а также для обозначения иронии. Ирония, кстати, шагнула с бумаги в жизнь: жест «кавычки», то есть две «козы» из согнутых пальцев означают слово «якобы».

10. Скобки
«Наш первый университет» Михайла Ломоносов назвал скобки в своей «Российской грамматике» удивительно образно: вместительный знак. И пояснил: «слово или целый разум в речь вмещает без союза и порядочного сочинения». Этот парный знак препинания впервые появился в русском языке на сто с лишним лет раньше, чем жил Ломоносов. Круглые скобки наличествуют уже в «Грамматике» Мелетия Смотрицкого: эту книгу вместе с «Арифметикой» Магницкого, Ломоносов назвал «вратами своей учёности». Скобки, как правильно говорил Михайла Васильевич, указывают на относительную независимость содержащегося в них текста, от смысла всего предложения. Русская пунктуация разрешает и квадратные скобки – в них обычно помещается номер сноски.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников Канакина. 4 класс. Учебник №1. Наши проекты. Похвальное слово знакам препинания с. 35

4.6 (91.14%) от 70 голосующих

точка [ . ] вопросительный знак [ ? ]
запятая [ , ] восклицательный знак [ ! ]
точка с запятой [ ; ] тире [ - ]
многоточие […] скобки [ () ]
двоеточие [ : ] кавычки [ « » ]

Древнейшим знаком препинания является точка. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Затем появилась запятая. Слово точка вошло в название таких знаков препинания, как точка с запятой (;), двоеточие (:), многоточие (…).

1. Вспомните употребление знаков препинания:

а) какие знаки препинания ставятся в конце предложений?

Точка ставится в конце повествовательных и побудительных невосклицательных предложениях.

Вопросительный знак ставится в конце вопросительного предложения.

Восклицательный знак ставится в конце восклицательного предложения.

б) какой знак препинания «живёт» внутри предложения?

Запятая.

в) какой знак и когда ставится перед предложением?

Тире ставится перед каждой репликой в диалоге.

2. Что могут рассказать о себе знаки препинания? Составьте такой рассказ от имени какого-либо знака препинания.

Здравствуйте! Я Вопросительный знак! Больше всего на свете я люблю спрашивать: Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? Как? С утра до ночи я задаюсь вопросами: “Зачем падает снег?”, “Почему люди не летают?”, “Откуда известно, что Солнце -это ближайшая звезда?”

3. Проведите исследование. Найдите в учебнике по литературному чтению любое стихотворение, прочитайте его.

  • Какие знаки препинания употреблены в стихотворении?
  • Каких знаков больше?
  • Какие знаки вам неизвестны?

А. А. Фет
Весенний дождь

Ещё светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым мёдом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.

Выскажите мнение, какую «работу» выполняют знаки препинания в этом стихотворении.

Прочитайте выразительно стихотворение. Помогли ли вам выразительно прочитать стихотворение знаки препинания?

В стихотворении употреблены знаки препинания – точка и запятая. Больше всего в тексте запятых. В тексте нет незнакомых знаков препинания. Знаки препинания помогают читать стихотворение более выразительно.

Составьте сообщение на одну из тем:

  • «Похвальное слово знакам препинания»,
  • «Зачем нужны знаки препинания»,
  • «Почему надо почтительно относиться к знакам препинания».
  • Представьте своё сообщение в классе.

Наш проект
«Похвальное слово знакам препинания»

О пользе знаков препинания можно говорить долго. Если мы потеряем запятую, то будем говорить только простыми предложениями. В большом, сложном предложении мы запутаемся. А за несложными фразами стоят несложные мысли. Если не будет восклицательного знака, наша речь потеряет эмоциональность. Мы не сможем выразить возмущение или радость. Если будет отсутствовать вопросительный знак, мы не сможем задать вопрос. Двоеточие в предложении что-то объясняет. Как же без него? Нет, что ни говорите, а знаки препинания очень важны.

Раньше всех была введена точка, примерно в XV веке, поэтому она важничает больше всех и считает себя самой необходимой. Ведь до этого времени текст писался без промежутков между словами. Представляете, как трудно сегодня читать древнерусские тексты! Уже к первой половине XVI века использовалась запятая, вопросительный знак. А вот восклицательный знак сначала назывался «удивительным». Он и сегодня всему удивляется. «Прибежал Чудак - Восклицательный знак. Никогда он не молчит, Оглушительно кричит: - Ура! Долой! Караул! Разбой!» К концу XVIII века стали известны тире, кавычки и многоточие. Тире первым стал применять писатель и историк Н.М. Карамзин. А языковед А.Барсов, ученик М.B. Ломоносова, называл этот знак «молчанкой».

Известный писатель Виктор Гюго был человеком очень серьёзным, но иногда любил пошутить. В день выхода своей книги он захотел узнать, как идёт её распродажа. Он послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: “?”. Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. На пустом листе бумаги он написал: “!”.

Все знаки препинания, даже не в тексте, а в одиночку, несут на себе огромную смысловую нагрузку. Вот как определил смысл каждого знака препинания в своём весёлом стихотворении “Точка, точка, запятая…” А. Шибаев:

Точки, палочки, крючки…
Неприметные значки,
А во время чтения
Требуют прочтения.

Восклицательный знак
Бурным чувствам
Нет конца:
Пылкий нрав
У молодца!

Вопросительный знак
Вечно думая
Над смыслом,
Изогнулся
Коромыслом.

Многоточие
Стоят три кумушки
Рядком.
Ведут беседу,
Но - тайком,
Какими-то
Далёкими
Туманными
Намёками…

Двоеточие
Двоеточие
Глазастое
Ходит,
Знаниями
Хвастая:
Так и хочется ему
Разъяснить нам,
Что к чему…

Тире
Ляжет палочкой
На строчку: -
Проходите
По мосточку.

Кавычки
Всегда подслушать
Норовят
То, что другие
Говорят…