Делаем сами - Информационный портал

Делаем сами - Информационный портал

» » Если жизнь тебя обманет год написания. Анализ стихотворения Пушкина: «Если жизнь тебя обманет…», история его создания и тема. Ритм, рифма, образные средства

Если жизнь тебя обманет год написания. Анализ стихотворения Пушкина: «Если жизнь тебя обманет…», история его создания и тема. Ритм, рифма, образные средства

Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.

Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Всё мгновенно, всё пройдет;
Что пройдет, то будет мило.

Стихотворение «Если жизнь тебя обманет» написано в форме обращения. Оно обращено к женщине, которая долгие годы была близким другом поэта. Это Зизи, или Евпраксия Николаевна Вульф (в замужестве – баронесса Вревская), дочь владелицы имения Тригорское, Прасковьи Александровны Вульф. Некоторые литературные критики считают, что Зизи, так называли Евпраксию в домашнем кругу, стала прообразом из «Евгения Онегина».

Стихотворение написано в жанре философской лирики. По своему настроению оно жизнеутверждающее, призывает героиню смотреть в будущее с оптимизмом и верой в лучшее.

В день уныния смирись.

Уныние является одним из христианских грехов. К сожалению, мы не знаем, какие события предшествовали написанию этого небольшого альбомного стиха, созданного в 1825 году, когда Зизи было 15 лет. Это тот возраст, когда все невзгоды, неприятности, мелкие размолвки воспринимаются с особой трагичностью. Можно предположить, что какие-то события в жизни девушки заставили ее печалиться, она поделилась случившимся со своим близким другом, который был на 10 лет старше ее, соответственно опытнее, и поэт, желая ее ободрить, написал это произведение.

Стихотворение состоит из двух четырехстрочных строф, написанных хореем. Рифма кольцевая и перекрестная. По композиции стихотворение представляет собой одно целое. Хотя охватывает широкие временные рамки: прошлое, которое пройдет и будет мило, унылое настоящее, и будущее, в котором настанет день веселья. Только в это надо верить.

Настоящее уныло.

Почему? Может быть, поэт хотел подчеркнуть этим, что мы не умеем ценить минуты настоящего бытия? Мы постоянно оглядываемся назад, занимаясь самокопанием, или хуже того – обвиняя в своих бедах других, или пытаемся заглянуть вперед, предугадать, что нас ждет.

Сам поэт в это время вынужденно жил в . Он находился в ссылке за вольнодумство, и в глубине души страдал от того, что не может видеться с друзьями, не может участвовать в событиях, о назревании которых он мог только догадываться. Именно здесь, в родовом имении, он оценил по достоинству свободу, которую воспевал на протяжении всей жизни. Но он не позволял себе впадать в уныние. Он радовался коротким встречам с семейством Осиповых, дружбой с которыми безмерно дорожил, по-своему любил всех дочерей помещицы, и в этой любви к девочкам находил свою отраду.

В этом произведении нет эпитетов. Глаголы в повелительном наклонении: Не печалься, не сердись, смирись, верь. Изъявительные глаголы утверждающие: обманет, настанет, живет, пройдет.

Стихотворение «Если жизнь тебя обманет», актуально и для наших современников, оно может служить лозунгом, или девизом для тех, кто живет по установкам позитивного мышления.

«Если жизнь тебя обманет…» Александр Пушкин

Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.

Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Всё мгновенно, всё пройдет;
Что пройдет, то будет мило.

Анализ стихотворения Пушкина «Если жизнь тебя обманет…»

Евпраксия Николаевна Вревская (девичья фамилия – Вульф) свела знакомство с Пушкиным в юном возрасте. Дело в том, что Михайловское – имение Александра Сергеевича – соседствовало с Тригорским – владениями матери девушки. Одно время поэт был влюблен в Евпраксию Николаевну, но в итоге их отношения свелись к крепкой дружбе. Вревская украсила своим присутствием последние дни Пушкина, словно пытаясь исполнить его желание, высказанное в «Элегии»:
…И может быть - на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
Под домашним именем «Зизи» Евпраксия Николаевна фигурирует в пятой главе «Евгения Онегина». По мнению некоторых литературоведов, ее черты нашли отражение в образе Ольги Лариной. Вревской адресовано стихотворение «Если жизнь тебя обманет…», созданное в 1825-ом.

Среди исследователей творчества Пушкина существует интересная и небезосновательная точка зрения, касающаяся лирики середины 1820-х – начала 1830-х годов. Согласно ей, к этому периоду относится своеобразный цикл произведений, объединенных темой поиска смысла жизни. Зачастую герой в них осознает собственную зависимость от рока и пытается обрести надежную опору в окружающем мире. Серия эта включает в себя стихотворения «Дар напрасный, дар случайный…», «Талисман», «Зимняя дорога», «Рифма, звучная подруга…», «Дорожные жалобы» и другие. К ним стоит присовокупить и миниатюру «Если жизнь тебя обманет…». С ее помощью Пушкин говорит о том, что время идет, меняется, вместе с ним изменениям подвержена и человеческая душа. Интересная особенности произведения – автор не использует пространственные ориентиры. Кроме того, Александр Сергеевич употребляет множество глаголов, но ни один из них не обозначает движение. Получается, сюжет стихотворения разворачивается лишь во времени: от неприглядного настоящего, которое когда-нибудь превратится в милое прошлое, — к будущему, в данный момент представляющегося веселым. Впрочем, ему также суждено стать унылым настоящим, а потом вновь милым прошлым. Время циклично, все повторяется, из круга не найти выхода.

Стихотворение «Если жизнь тебя обманет…» вдохновило нескольких композиторов. Прекрасный романс, ставший классикой, написал Александр Александрович Алябьев (1787-1851). Также произведение положено на музыку Цезарем Антоновичем Кюи (1835-1918) и Рейнгольдом Морицевичем Глиэром (1875-1956).

Анализ стихотворения Пушкин А. С. «Если жизнь тебя обманет…»

1-38stihi/pushkin/1Стихотворение "Если жизнь тебя обманет...»

Анализ стихотворения - Если жизнь тебя обманет...

Мне нравится поэзия А. С. Пушкина. Когда читаешь его стихи, понимаешь, что это не просто отражение внутреннего мира поэта, но и способ общения с читателями. Поэт не только рассказывает нам о своих переживаниях, мыслях, но и делится опытом, дает мудрые советы. Так, когда я читаю стихотворение "Если жизнь тебя обманет…», возникает ощущение, что с тобой беседует добрый и чуткий человек, многое повидавший и переживший.

Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настанет

Верно говорят: слезами горю не поможешь. Автор стихотворения тоже считает, что печаль и уныние-плохие помощники в беде, а терпение и надежда на лучшее способны поддержать в человеке силы и веру в себя.

Сердце в будущем живет;

Настоящее уныло:

Все мгновенно, все пройдет;

Что пройдет, то будет мило.

Конечно же,» настоящее уныло» не всегда, но иногда бывает так, Что все валится из рук, проблемы возникают одна за другой и кажется, что черная полоса жизни никогда не кончится. Но многие беды, спустя время, могут вспоминаться с улыбкой и начинаешь понимать: все было не так страшно, как ты думалось раньше. Думаю, что именно это и имел в виду А. С.Пушкин, утверждая, что наше сердце живет в будущем. Поэт настраивает читателя на оптимистичное восприятие реальности и говорит: унывать не стоит в любой ситуации и, возможно, со временем решатся даже самые сложные вопросы.

Поэзия Пушкина разнообразна: он с упоением писал о красоте природы, восторгался верной дружбой и страдал от любви. Не менее интересны читателю философские темы, которые поднимал поэт в своих произведениях.

В 1825 году Пушкин написал стихотворение “Если жизнь тебя обманет…”, в это время он был в ссылке в Михайловском. Настроение автора навеяло ему тему этого произведения, в нем он рассуждает о горестях и радостях жизни, о том, что происходит сейчас и на что нужно надеяться в будущем.

Несмотря на то, что в это время жизнь и свобода

Поэта находилась все еще под угрозой за близость с декабристами, а сам он пребывал в вынужденной ссылке настроение стихотворения оптимистичное, оно вселяет надежду.

Автор, безусловно, размышляет о своей жизни, но вместе с тем, он дает нам ценный совет: все грести и беды пройдут, и обязательно нас тупит светлое будущее.
Жизнь – удивительная вещь, она преподносит нам множество сюрпризов, не всегда приятных. Человеку приходится часто преодолевать трудности, многие из неприятностей незначительны, но нельзя отступать, нужно смело идти навстречу жизни, зная, что вся жизнь – это мгновения и плохое сменяется

Хорошим.

Автор призывает жить будущим, смотреть только вперед, горести оставлять в прошлом, и с верой в прекрасное начинать каждый следующий день. Преодолевая трудности, мы приобретаем ценный опыт, верных друзей или оставляем все плохое в прошлом и такие жизненные испытания нужно воспринимать философски. Автор призывает смириться с тем, что жизнь не всегда безоблачна, и с оптимизмом смотреть в будущее.

Вера помогает людям жить, это прекрасное чувство и нужно хранить в сердце, она помогает не только переживать жизненные неудачи, но и стремится к лучшему, а не стоять на месте.

Положение Пушкина в обществе было незавидным, когда он писал это стихотворение, однако его лирический герой не сломлен настоящим, он полон надежд, а это короткое стихотворение помогает всем читателям относиться к неприятностям философски и с верой в светлое будущее.

Малкина Виктория Яковлевна 2007

СТИХОВЕДЕНИЕ

В.Я. Малкина

«ЕСЛИ ЖИЗНЬ ТЕБЯ ОБМАНЕТ...»: ОПЫТ АНАЛИЗА (к вопросу о семантике четырехстопного хорея у А. С. Пушкина)

В науке неоднократно отмечалось, что стихи Пушкина конца 1820х - начала 1830-х, написанные четырехстопным хореем, близки к циклизации. Так, Ю.М. Лотман в «Анализе поэтического текста» писал, что среди пушкинских стихов второй половины 1820-х - 1830-х гг., написанных четырехстопным хореем, можно выделить «заметную группу лирических стихотворений, которые, бесспорно, циклизировались в сознании Пушкина в некое единство. <...> Описание всех этих стихотворений как единого текста на фоне ямбической традиции позволило бы более точно выявить семантику хорея в лирике Пушкина между 1826 и 1830 гг.»1. Он называет следующие тексты: «Зимняя дорога», «Ек. Н. Ушаковой» («В отдалении от вас...»), «Дар напрасный, дар случайный...», «Предчувствие» («Снова тучи надо мною...»), «Рифма, звучная подруга...», «Город пышный, город бедный...», «Стрекотунья-белобока...». А.Ф. Белоусов, замечая, что в лирике Пушкина «во второй половине 20-х - начале 30-х гг. складывается нечто вроде цикла произведений, объединенных друг с другом поисками смысла и цели в жизни, ощущением своей зависимости от рока и стремлением найти для себя опору в окружающем мире»2, добавляет еще несколько стихотворений: «Талисман», «Дорожные жалобы», «Бесы», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», «Зимний вечер», «Подъезжая под Ижоры...».

Названные исследователями тексты сходны субъектной структурой, пространственно-временной организацией, синтаксическими и лексическими конструкциями3. Но, как видно из приведенных выше цитат, из этого циклического образования исключается 1825 г. и стихотворение «Если жизнь тебя обманет.». С нашей точки зрения, оно прямо связано с последующими текстами, более того, как раз и явилось началом пушкинской циклизации, связанной с четырехстопным хореем. Для доказательства этого попробуем провести целостный анализ этого стихотворения.

Метрико-ритмическая схема стихотворения:

1. Если жизнь тебя обманет, - и - и - и - и А

2. Не печалься, не сердись! и и - и и и - Ь

3. В день уныния смирись: - и - и и и - Ь

4. День веселья, верь, настанет. - и - и - и - и А

5. Сердце в будущем живет; - и - и и и - с

6. Настоящее уныло: и и - и и и - и D

7. Всё мгновенно, всё пройдет; - и - и - и - с

8. Что пройдет, то будет мило4. - и - и - и - и D

Стихотворение написано четырехстопным хореем, с чередованием мужских и женских рифм. Оно состоит из двух четверостиший, в первом -кольцевая рифмовка (ж-м-м-ж), во втором - перекрестная (м-ж-м-ж). Размер полностью реализован в половине строк (две в первой строфе и две во второй):

1 Если жизнь тебя обманет,

4 День веселья, верь, настанет.

7 Все мгновенно, все пройдет;

8 Что пройдет, то будет мило.

В первой строфе это первая и последняя строки (с женской рифмой), во второй - две последние строки. Рифмы глагольные во всех строках, кроме 6 и 8.

Словарь текста:

Существительные: жизнь, день (2раза), уныния, веселья, сердце (6) Субстантивированные прилагательные: будущем, настоящее (2)

Глаголы: обманет, печалься, сердись, смирись, верь, настанет, живет, пройдет (2 раза), будет (10)

Наречия: уныло, мгновенно, мило (3)

Личные местоимения: тебя (1)

Служебные слова: если, не (2 раза), в (2 раза), всё (2 раза), что, то (9)

В тексте полностью отсутствует предметный мир, нет ни одного слова с предметным значением. Существительные можно разделить на две основные категории:

1) обозначающие промежутки времени - короткий (день) и длинный (жизнь);

2) обозначающие состояние, вернее, два противоположных состояния (уныния, веселья)

Особняком стоит слово сердце - но поскольку понятно, что оно употребляется не в конкретно-физиологическом, а в отвлеченном, метонимическом значении, с нашей точки зрения, его можно отнести ко второй группе.

Над существительными (6 + два субстантивированных прилагательных) преобладают глаголы (10 + два наречия в функции сказуемых). 10 глаголов для 8 строк - это достаточно много5. Стихотворение наполнено действием, каждый стих содержит как минимум один глагол, а заключительные строки обоих строф (4, 8) - по два глагола. Напомним, что в этих строках также полностью реализован размер. По значению глаголы также можно разделить на те же две основные группы (время и состояние души).

Это же относится и к наречиям. А прилагательные (за исключением двух субстантивированных, настоящее и будущее), отсутствуют вовсе.

Таким образом, значимые слова стихотворения подразделяются на

два примерно равных тематических поля:

(1) Время (2) Состояние

жизнь уныния

день (2 раза) веселья

будущем обманет

настоящее печалься

мгновенно сердись

настанет смирись

живет верь

пройдет (2 раза) сердце

будет уныло

В первом тематическом поле - два повтора (день и пройдет). Все глаголы из второго тематического поля сосредоточены в первой строфе. Но заканчивается она глаголом из первого тематического поля - настанет, - и во второй строфе глаголы уже только из тематического поля «время».

Поскольку в лирике тема сливается с мотивом6, мы можем говорить о том, что основные мотивы данного стихотворения - это время (жизнь) и состояние сердца (души, человека). Время течет, меняется, и с ним изменяется человеческая душа.

Присмотримся внимательнее к временной организации стихотворения. Из глаголов четыре стоят в форме императива, пять - в форме будущего времени, и только один - настоящего, но при этом в строке «сердце в будущем живет». Таким образом, на грамматическом уровне присутствует в основном будущее время. Но настоящее и будущее присутствуют в сти-

хотворении и на лексическом уровне. С настоящим связано уныние, с будущим - с одной стороны, веселье, с другой - обман и, опять-таки, уныние.

Однако здесь важно, с какой точки зрения настоящее и будущее рассматривается. Ведь то, что сейчас представляется настоящим и будущим, когда-нибудь станет прошлым, и тогда изменится и восприятие: «Что пройдет, то будет мило». Таким образом, восприятие времени и состояния зависит от точки зрения. С точки зрения настоящего (условно обозначим ее как «первая точка зрения») мы видим будущее. Со второй точки зрения (в будущем) - нынешнее настоящее станет прошлым.

О чьей же точке зрения здесь идет речь? В стихотворении сразу обращает на себя внимание практически полное отсутствие личных местоимений. Собственно, оно только одно, причем в пассивной конструкции: тебя. Я как грамматическое лицо и как субъект отсутствует. Пользуясь классификацией субъектов в лирике, разработанной Б.О. Корманом и дополненной С.Н. Бройтманом, можно сказать, что это стихотворение с вне-субъектными (внеличными) формами выражения авторского сознания. В таких текстах, пишет С.Н. Бройтман, «высказывание принадлежит третьему лицу, а субъект речи грамматически не выявлен. <...> Именно в стихотворениях, в которых лицо говорящего прямо не выявлено, в которых он является лишь голосом <...>, создается наиболее полная иллюзия отсутствия раздвоения говорящего на автора и героя, а сам автор растворяется в своем создании, как Бог в творении» . Активными, действующими в стихотворении оказываются жизнь, день и сердце, а не лирический субъект и даже не «ты», к которому он обращается - к нему обращен только призыв не печалиться, не сердиться и пр. (напомним, из 10 глаголов 4 стоят в форме императива).

Еще одна примечательная особенность данного стихотворения заключается в том, что в нем полностью отсутствует пространство. Нет ни

одного упоминания пространственных ориентиров, ни одного указания на какое-либо место. Из многочисленных глаголов ни один не имеет значения движения.

Таким образом, лирический сюжет стихотворения развивается только во времени: от унылого настоящего, которое когда-нибудь станет милым прошлым, - к будущему, которое сейчас представляется веселым, но станет унылым настоящим, а потом опять милым прошлым и т.д., согласно цикличности времени. Использование внеличных форм выражения авторского сознания подчеркивает универсальность ситуации. С другой стороны, исходная лирическая ситуация оптативна: стихотворение начинается со слова «если», таким образом, сразу же вводится определенное условие, при котором возможно развитие этой ситуации в событие - смену точек зрения на жизнь сердца с первой (из настоящего) на вторую (из будущего).

Использование условного наклонения, повторов, темы жизни и времени характерны для большинства стихотворений Пушкина, написанных четырехстопным хореем, начиная с середины 1820-х гг. Нам кажется, что и данный текст должен быть вписан в этот контекст и может рассматриваться как начало циклизации в творчестве Пушкина, связанной с четырехстопным хореем.

1 Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. С.-Петербург, 1996. С. 163. Курсив Ю.М. Лотмана.

2 Белоусов А.Ф. Стихотворение А. С. Пушкина «Зимний вечер» // Русская классическая литература: Анализ художественного текста. Таллин, 1988. С. 20.

3 См. подробнее в нашей статье: О семантике четырехстопного хорея в лирике А.С. Пушкина 1825-1830 гг. // В свете исторической поэтики... : Книга памяти Самсона Наумовича Бройтмана: Статьи и воспоминания (в печати).

4 Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 17 т. Т. 2. М., 1994. С. 365. В дальнейшем ссылки на это издание даются в тексте с указанием номера тома и страницы.

5 Для сравнения: в «Дорожных жалобах» - 15 глаголов на 32 строки, в «Зимнем вечере» - 20 на 32 строки, в «Зимней дороге» - 11+3 деепричастия на 28 строк, в «Стихах, очиненных ночью во время бессонницы» - 9 на 15 строк).

6 См. исследование И.В. Силантьева: «Всякий мотив в лирике исключительно темати-чен, и любому мотиву здесь можно поставить в соответствие определенную тему. И наоборот, лирическая тема как таковая исключительна мотивна по своей природе, и

мотивы как предикаты темы развертывают ее через действие - конечно, применительно к лирическому субъекту. <...> В целом же лирическая тема принципиально и предельно рематична, и в этом отношении она функционально сливается с лирическим мотивом» (Силантьев И.В. Поэтика мотива. М., 2004. С. 87-88.).

7 Бройтман С.Н. Лирический субъект // Введение в литературоведение: Учебное пособие / Под ред. Л.В. Чернец. М., 2004. С. 314. Курсив С.Н. Бройтмана. Б.О. Корман для обозначения данного типа субъекта пользуется термином «автор-повествователь» (см., например: Корман Б.О. Литературоведческие термины по проблеме автора. Ижевск, 1982).