Делаем сами - Информационный портал

Делаем сами - Информационный портал

» » Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе и причины их неудач. Политика умиротворения и политика коллективной безопасности: сущность, реализация, причины неудач Провал идеи коллективной безопасности

Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе и причины их неудач. Политика умиротворения и политика коллективной безопасности: сущность, реализация, причины неудач Провал идеи коллективной безопасности

С приходом к власти в Германии (1933) нацистского правительства во главе с А.Гитлером началось сближение Советского Союза с Англией и США. СССР предложил создать в Европе систему коллективной безопасности, но из-за противодействия Германии, Англии и большинства восточноевропейских стран создать такую систему не удалось. Причины были следующие: взаимное недоверие СССР и европейских держав .

Советский Союз . Во внешней политике советского руководства присутствовала двоякость: с одной стороны – курс на мирное сосуществование стран с различным государственным строем, с другой – курс на поддержку мировой революции, который негласно проводился через структуры Коминтерна (коммунистический интернационал), абсолютно подконтрольные Сталину и его окружению.

Западные страны . Соглашаясь с доводами советской дипломатии о необходимости коллективной безопасности, в то же время искали во внешней политике СССР скрытые намерения Сталина и Коминтерна экспортировать к ним коммунистическую идеологию.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Генуэзская конференция
К началу 20-х годов Советская Россия находилась в международной изоляции. Советское правительство стремилось нормализовать отношения с остальным миром для получения кредитов и установления хозяйств

Мюнхенский сговор
Франция, Англия и США не могли справиться с агрессивными устремлениями фашистской Германии и вынашивали планы спровоцировать войну между СССР и Германией. С этой целью в 1938 г. был заключен Мюнхен

Пакт Молотова-Риббентропа
В августа 1939 г. в Москве состоялись переговоры Англии, Франции и Советского Союза о коллективной безопасности, но проходили вяло и окончились безрезультатно, вся ответственность за их срыв ложитс

После окончания Первой мировой войны была образована Лига Наций - первая Всемирная организация, в цели которой входило сохранение мира и развитие международного сотрудничества. Формально она была основана 10 января 1920 и прекратила существование 18 апреля 1946 с образованием ООН. Устав Лиги Наций, выработанный специальной комиссией, созданной на Парижской мирной конференции 1919-1920гг., и включенный в Версальский мирный договор 1919г. и другие мирные договоры, завершившие Первую мировую войну, был первоначально подписан с 44 государствами, в том числе 31 государством, принимавшим участие в войне на стороне Антанты или присоединившимся к ней и 13 государствами, придерживавшимися нейтралитета в ходе войны.

К сожалению, противоречия Версальского договора отразились и на его детище. Лига Наций не смогла стать универсальной организацией безопасности. Великие державы занимали в ней господствующее положение и использовали ее в своих интересах. Уже тогда существовал двойной стандарт. Если проступок совершало небольшое государство, Лига грозила ей всеми карами. Если проступок совершала "великая держава", например, Италия или Япония, Лига закрывала на это глаза. Для принятия решений по важным вопросам требовалось единогласие. Это означало, что решения фактически не могли состояться.

Под прикрытием Лиги Наций в начале 1920гг. был произведён раздел бывших колоний Германии и некоторых владений Турции между государствами-победителями в форме раздачи мандатов. Мандатные территории формально имели различный статус подчинённости, по существу являясь колониями. Великобритания получила Ирак, Палестину и Трансиорданию, часть Камеруна, часть Того и Танганьики, Франция - Сирию и Ливан, часть Камеруна и часть Того, Бельгия - Руанду-Урунди, ЮАС(ЮАР) - Юго-Западную Африку. Тихоокеанские острова и территории поделили между собой Великобритания, Австралия, Новая Зеландия и Япония.

В состав Лиги Наций не вошла Россия (СССР). Туда долгое время не пускали побежденные государства - Германию (приняли в Лигу в 1926г.), Австрию и Турцию. Самое интересное - в Лигу Наций не вошли США, которые ее и придумали: сторонники изоляционистской политики сорвали ратификацию (утверждение) решения о Лиге Наций в конгрессе - они не собирались связывать себя этой международной организацией при разрешении европейских и мировых конфликтов. Центром "нового мира" как бы полагалась Европа, страны которой должны были обеспечивать мир и безопасность в мире - без СССР, без США. Но едва ли такое было возможно. Недовольство Версальской системой было повсеместным, среди особенно обиженных, помимо Германии, числили себя Япония и Турция. В начале своего существования Лига Наций была одним из центров организации борьбы против Советского государства. Например, под прикрытием Рейнского пакта (Локарнские соглашения 1925г.) Великобритания и Франция планировали создать антисоветский блок с участием Германии, для чего не закрепляли никакими гарантиями восточные германские границы. СССР боролся против попыток Лиги Наций вмешаться в его внутренние дела, а также активно участвовал в проходивших под эгидой Лиги Наций конференциях и совещаниях по разоружению, внося предложения, направленные на действительное решение этой международной проблемы.

Кризис Лиги Наций пришелся на 1930гг., а его пик - на середину предвоенного десятилетия, когда один за другим следовали провалы Лиги, которая оказалась не способной справиться с вызовами той эпохи.

Началом стала агрессия Японии (государства-учредителя Лиги) против Китая, захватившей в 1931г. Маньчжурию, где в 1932г. было создано марионеточное государство Маньчжоу-Го, которому Лига смогла противопоставить лишь «бумажное заключение» своей спецкомиссии. Япония откровенно проигнорировала это заключение, а в марте 1933г. вышла из Лиги. Следом в октябре того же года вышла Германия, занимавшая место постоянного члена Совета Лиги с 1926г. Затем произошел захват Италией (также страной-учредительницей Лиги) государства-члена Лиги Эфиопии в 1935-1936гг., которому Лига Наций не смогла воспрепятствовать. Вслед за Японией и Германией в декабре 1937г. вышла из Лиги Наций Италия. Далее ситуация развивалась лавинообразно: нарушение в 1936г. Германией Версальского и Локарнского договоров (ввод войск в Рейнскую демилитаризованную зону), агрессия Германии и Италии против республиканской Испании в том же 1936г., новая агрессия Японии против Китая в 1937г., аншлюс Австрии в 1938г., расчленение и захват Чехословакии в 1938-1939гг.. После этого «количество» для Лиги Наций перешло в «качество». Процесс гибели организации приобрел необратимый характер.

Со стороны СССР предпринимались активные попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Пока СССР не состоял в Лиге Наций, он не мог доверять объективности этой организации в случае того или иного конфликта между СССР и какой-либо другой страной. Поэтому, Советский Союз предложил ряду европейских государств заключить договоры о ненападении, с целью «укрепления дела мира и отношений между странами» в условиях «переживаемого ныне глубокого мирового кризиса». Такие предложения о заключении пакта о ненападении и мирном улаживании конфликтов приняли далеко не все страны (среди стран, принявших это предложение, были Германия, Франция, Финляндия, Турция, Прибалтийские государства, Румыния, Персия и Афганистан). Договоры были идентичны и гарантировали взаимную неприкосновенность границ и территории обоих государств; обязательство не участвовать ни в каких договорах, соглашениях и конвенциях, явно враждебных другой стороне и т.д.

Свидетельством усиления международного авторитета СССР стало принятие его осенью 1934г. в состав Лиги Наций, тогда же начались переговоры по заключению многостороннего регионального договора о взаимопомощи («Восточного пакта»), в которых участвовал СССР. Отказ Германии и Польши от участия в этом соглашении, неконструктивная политика Великобритании привели к прекращению переговоров. Тогда Советский Союз подписал в 1935г. трехсторонний договор о взаимной помощи с Францией и Чехословакией, который предусматривал оказание военной помощи одной из сторон в случае нападения, но при условии, если эту помощь будут оказывать две другие стороны. Впоследствии, когда Германия в марте 1939г. захватила Чехословакию, а Франция согласилась с этим, СССР предложил оказать помощь в одностороннем порядке, но правительство Чехословакии отказалось ее принять.

СССР также выдвинул идею заключения Тихоокеанского пакта коллективной безопасности с участием Китая, США, Англии и других стран. Но эта инициатива не была поддержана западными партнерами.

Германия вела неограниченную гонку вооружений, готовясь к войне. В 1935 г. в ней была провозглашена всеобщая воинская повинность. В 1935г. между Берлином и Лондоном начались переговоры о заключении англо-германского союза, целью которого стала, по словам Гитлера, «свобода действий для Англии на морях и в заокеанских странах, свобода действий для Германии на континенте и в экспансии на Восток». Вскоре было подписано англо-германское морское соглашение, разрешающее увеличение военно-морского флота Германии. В марте 1936 г. германские войска заняли Рейнскую демилитаризированную зону, нарушив условия Версальского договора. Фашисты рвались к власти во Франции, Австрии, Греции, в прибалтийских государствах. В Испании, после победы на выборах Народного фронта в феврале 1936г., правые силы во главе с генералом Франко подняли мятеж. Германия и Италия активно помогали мятежникам. В то же время большинство европейских государств придерживалось политики невмешательства в испанские события, так как победа любой стороны ослабляла их собственные позиции.

Вначале Советский Союз согласился с этой политикой и пытался прекратить вмешательство Италии и Германии в этой конфликт, но, убедившись в неэффективности этой деятельности, он стал оказывать значительную экономическую, политическую военную помощь республиканцам, включая посылку регулярных войск под видом добровольцев. Кроме советских добровольцев на стороне республиканского правительства сражались интернациональные бригады, сформированные Коминтерном из антифашистов 54 стран. Однако силы все же были неравными. После вывода интернациональных частей из Испании республиканское правительство пало.

В 1936-1937гг. образовался Антикоминтерновский пакт, или ось «Рим - Берлин - Токио». В марте 1938г. Германия осуществила аншлюс (присоединение) Австрии. Возникала реальная угроза нарушения равновесия сил в Европе и мировой войны. Европейская дипломатия не противилась этому. Она проводила политику умиротворения агрессора, т.е. старалась путем уступок Германии превратить ее в надежного партнера в международных делах, также стремилась использовать Германию в качестве противовеса внешнеполитическому курсу СССР, надеясь, что хищнические устремления Германии будут обращены на Восток. Кульминацией политики умиротворения стало соглашение в Мюнхене (сентябрь 1938г.), в котором участвовали главы правительств Германии, Италии, Англии и Франции. Наиболее существенным результатом этой встречи было решение о присоединении Судетов - промышленно развитой области Чехословакии - к Германии. Это была максимально возможная уступка со стороны Англии и Франции Германии, но она лишь разожгла аппетиты Гитлера. После того, как западные страны не только отказались помогать Чехословакии, но и вынудили её отказаться от военной помощи СССР, 15 марта 1939г. Германия захватила оставшуюся часть Чехословакии. В конце марта в результате заговора, организованного империалистами, пала Испанская республика. 7 апреля фашистская Италия оккупировала Албанию. Правительства западных держав по существу смирились с новыми захватами. 27 февраля Англия и Франция, а 1 апреля США также признали режим Франко. В общем и целом дипломаты, аккредитованные в странах «оси», были единодушны -- поход на Восток не за горами. Назывался даже повод, который Гитлер, по-видимому, изберет для открытия военных действий: «присоединение» Советской Украины к Закарпатской Украине. Однако Гитлер передал Закарпатскую Украину Венгрии, что вызвало среди «мюнхенцев» значительное замешательство. Восточный поход, очевидно, откладывался. В Англии и Франции возрастало недовольство даже в правящих кругах, серьезно обеспокоенных угрозой национальной безопасности обоих стран. Под давлением общественности 31 марта 1939 г. Англия и Франция предоставили гарантии «независимости» Польше, а затем Румынии. 15 апреля Ф. Рузвельт обратился с посланием к Гитлеру, прося заверить, что Германия в течение 10 лет не нападет на своих соседей. Однако в списке последних был пропущен Данциг, а присоединие его к Германии стало поводом для антипольской кампании в Германии.

Весной 1939г. в связи с резкой эскалацией агрессивных действий фашистских государств СССР обратился к Англии и Франции с конкретными предложениями о заключении соглашения о взаимной помощи, включая военную конвенцию на случай агрессии в Европе. Советский правительство полагало, что для создания действительного барьера миролюбивых государств против дальнейшего развертывания агрессии в Европе необходимы по крайней мере три условия:

1) заключение между Англией, Францией и СССР эффективного пакта о взаимопомощи против агрессии;

2) гарантирование безопасности со стороны этих трех великих держав государствам Центральной и Восточной Европы, находящимся под угрозой агрессии, включая сюда также Латвию, Эстонию, Финляндию;

3) заключение конкретного соглашения между Англией, Францией и СССР о формах и размерах помощи, оказываемой друг другу и гарантируемым государствам, без чего (без такого соглашения) пакты взаимопомощи рискуют повиснуть в воздухе, как это показал опыт с Чехословакией.

2 июня 1939г. СССР передал правительствам Англии и Франции проект договора, который учитывал все предложения, выдвинутые в процессе переговоров.

Английские же и французские предложения не предусматривали гарантий Эстонии, Латвии и Финляндии, в то же время требовали гарантий помощи со стороны СССР в отношении Польши, Румынии, Бельгии, Греции и Турции, затем поставили вопрос о распространении гарантий трех держав на Голландию и Швейцарию. Упорное нежелание правительств Англии и Франции включить прибалтийские страны в общую систему коллективной безопасности в Европе имело совершенно определенный смысл -- оставить открытыми ворота с северо-запада для вторжения гитлеровской Германии на территорию Советского Союза. Усиленно велась подготовка к использованию Финляндии для войны против СССР. На средства Англии, Франции, Швеции, США и Германии на Карельском перешейке велось военное строительство под руководством крупнейших специалистов этих стран. Правительство Финляндии активно сотрудничало с Германией.

Великобритания параллельно вела переговоры с Германией и Японией. 18 июля, а затем снова 21 июля 1939г. состоялись беседы доверенного лица Чемберлена Вильсона с гитлеровским эмиссаром Вольтатом - чиновником для особых поручений в ведомстве Геринга. Вильсон предложил заключить англо-германский пакт о ненападении и подписать декларацию о невмешательстве во внутренние дела друг друга. 20 июля по инициативе Вильсона имела место встреча Вольтата с министром заморской торговли Англии Хадсоном, который высказал мнение, что «... в мире существует еще три большие области, в которых Германия и Англия могли бы найти широкие возможности приложения своих сил, а именно: английская империя, Китай и Россия».

29 июля во время встречи представителей лейбористской партии Англии с советником Германского посольства в Лондоне рассматривались предложения о заключении между Англией и Германией «соглашения о разграничении сфер интересов».

В июле 1939г. в Токио было подписано соглашение, по которому Англия признавала японские захваты в Китае и обязывалась не препятствовать там японской агрессии. Это был «дальневосточный Мюнхен», по которому Китаю отводилась в Азии такая же роль жертвы агрессии, как Чехословакии в Европе. Соглашение было подписано в разгар вооруженного конфликта, развязанного Японией против СССР и Монгольской Народной Республики у реки Халхин-Гол.

25 июля 1939г. английское правительство наконец приняло советское предложение начать переговоры о заключении англо-франко-советского военного соглашения. 26 июля министр иностранных дел Франции известил, что французская делегация выедет в Москву.

Для ведения военных переговоров Советское правительство назначило делегацию во главе с народным комиссаром обороны маршалом Ворошиловым. Членами делегации были назначены начальник Генерального штаба РККА Шапошников, народный комиссар Военно-морского флота Кузнецов, начальник Военно-воздушных сил РККА Локтионов и заместитель начальника Генерального штаба РККА Смородинов.

В состав английской делегации входили адмирал Дракс, маршал военно-воздушных сил Англии Барнет и генерал-майор Хейвуд. Делегации дана была директива «вести переговоры очень медленно». Американское посольство в Лондоне сообщало 8 августа в госдепартамент США, что английской военной миссии «даны указания сделать все возможное для того, чтобы переговоры продолжались до 1 октября».

Глава английской делегации Дракс заявил, что он «не имеет письменного полномочия» и что он «уполномочен вести только переговоры, но не подписывать пакта (конвенции)».

В состав французской военной делегации вошли член Верховного Военного совета Франции генерал Думенк, командир 3-й авиационной дивизии генерал Вален, профессор Военно-морской школы Вийом и др. Французская делегация имела полномочия только на ведение переговоров, но не на подписание какого-либо соглашения.

На вопрос главы советской военной миссии: «Есть ли у миссий Англии и Франции соответствующие военные планы?» - Дракс ответил, что, приезжая в Москву по приглашению Советского правительства, он «рассчитывал, что проект будет предложен советской миссией».

Кардинальным вопросом переговоров стал вопрос о проходе советских войск через польскую территорию, «чтобы непосредственно соприкоснуться с противником, если он нападет на Польшу», или «через румынскую территорию, если агрессор нападет на Румынию». Эти вопросы не были разрешены в ходе переговоров, так как польское правительство даже в условиях непосредственной опасности со стороны Германии не изменило антисоветского курса своей внешней политики. Еще 11 мая 1939 г. польский посол в Москве заявил, что Польша не считает возможным заключение пакта о взаимопомощи с СССР. Во время переговоров в Москве 20 августа польский министр иностранных дел Ю.Бек направил телеграмму своему послу во Франции: «Польшу с Советами не связывают никакие военные договоры, и польское правительство такой договор заключать не собирается».

В Париже, однако, нарастала тревога в связи с усиливающейся германской агрессивностью.

война европа безопасность фашизм

Французская дипломатия, балансируя между старой политикой умиротворения и боязнью германской агрессии, вела себя на переговорах непоследовательно, но 21 августа французское правительство уполномочило своих представителей подписать тройственную военную конвенцию. Одновременно представители Франции в Варшаве пытались воздействовать на польское правительство, дать согласие на пропуск советских войск через польскую территорию в случае возникновения войны с агрессором (имелась в виду Германия) и включить это соглашение в текст конвенции. Но переговоры зашли в тупик из-за позиции правительства Англии, которое не дало полномочий своей делегации на подписание военной конвенции. «Британское правительство, - говорилось в утвержденной на заседании комитета обороны Англии 2 августа 1939г. инструкции для делегации на московских переговорах, - не желает быть втянутой в какое бы то ни было определенное обязательство, которое могло бы связать нам руки при любых обстоятельствах. Поэтому в отношении военного соглашения следует стремиться к тому, чтобы ограничиваться сколь возможно общими формулировками... не вести переговоры по вопросу обороны Прибалтийских государств».

Польша и Румыния согласия на проход советских войск через польскую и румынскую территории в целях участия в военных действиях против Германии также не дали.

В августе 1939 г. Советским правительством были получены сведения о том, что завершается приведение германской армии в боевую готовность и сосредоточение ее у польской границы. Стало известно, что в период с 25 по 28 августа могут начаться военные действия Германии против Польши. Поэтому Советскому Союзу приходилось думать об альтернативном выходе.

Германия была заинтересована в заключении договора о ненападении с СССР, так как хотела, чтобы СССР остался нейтральным после ее нападения на Польшу. По документам известно, что решение о нападении на Польшу было принято тогда, когда не было и разговора о пакте о ненападении. В июне, когда полным ходом шли советско-англо-французские переговоры, Гитлер говорит о том, что нападение состоится независимо от того, будет ли заключен договор между Англией, Францией и СССР, что германско-польский конфликт будет разрешен так, как задумано в Берлине.

Анализ секретной переписки между германским посольством в Москве и Берлином в июне-августе 1939г. говорит о том, что Советское правительство осторожно относилось к предложению Германии о заключении договора. Вот как оценивает первый этап дипломатического зондирования в мае-июне посольство и посол Германии: «Сделали все возможное, но мы не можем втащить Молотова и Микояна в Бранденбургские ворота». 30 июля Гитлер дает указание: «Учитывая поведение русских, отказаться от дальнейших акций в Москве». Позднее, после встречи с Молотовым, проведенной 3 августа по телеграфному указанию из Берлина, посол фон Шуленбург докладывает: «Мое общее впечатление таково, что Советское правительство в настоящее время решило заключить договор с Францией - Англией, если те выполнят все его пожелания».

15 августа Риббентроп объявляет через своего посла в Москве о готовности «совершить короткую поездку в Москву, дабы заложить фундамент для прояснения германо-советских отношений». Но советское руководство отвечает: «Такая поездка потребует соответствующей подготовки».

18 августа новый приказ послу: добиваться согласия на «срочный визит», имея в виду, что «в скором времени возможно и начало германо-польского конфликта...». На следующий день в ответ германскому послу был вручен советский проект договора о ненападении, а в отношении визита Риббентропа в Москву было сказано, что он станет возможным после объявления о подписании экономического соглашения и если это объявление будет сделано сегодня-завтра, то министр мог бы прибыть 26-27 августа.

19 августа в Берлине было подписано советско-германское кредитное соглашение. Советскому Союзу был предоставлен кредит на 200 млн. германских марок для закупки в Германии промышленных изделий, в том числе военных материалов. Подписание этого договора давало известную гарантию того, что Германия в ближайшее время нападать на СССР не собирается.

20 августа Берлин полностью раскрывает свои карты. В телеграмме Сталину Гитлер объявляет: Германия «с данного момента решила всеми средствами обеспечить интересы рейха» в конфликте с Польшей. Он предлагает принять Риббентропа «во вторник, 22 августа, но самое позднее - в среду, 23 августа». Визит «должен длиться самое большее двое суток, более длительный срок с учетом международной ситуации невозможен». Было ясно, что военная машина Германии уже заведена и нападение на Польшу может произойти со дня на день.

23 августа 1939 г. был подписан советско-германский договор о ненападении сроком на десять лет.

Договор сопровождал секретный протокол, который разграничивал сферы влияния сторон в Восточной Европе: «Было достигнуто соглашение в следующем:

1. В случае территориальных и политических преобразований в областях, принадлежащих Прибалтийским государствам (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), северная граница Литвы будет являться чертой, разделяющей сферы влияния Германии и СССР. В этой связи заинтересованность Литвы в районе Вильно признана обеими сторонами.

2. В случае территориальных и политических преобразований в областях, принадлежащих Польскому государству, сферы влияния Германии и СССР будут разграничены приблизительно по линии рек Нарев, Висла и Сан.

Вопрос о том, желательно ли в интересах сторон сохранение независимости Польского государства, о границах такого государства будет окончательно решен лишь ходом будущих политических событий.

Касательно Юго-Восточной Европы Советская сторона указала на свою заинтересованность в Бессарабии. Германская сторона ясно заявила о полной политической незаинтересованности в этих территориях».

Таким образом, в сферу влияния СССР вошли Финляндия, Эстония, Латвия и восточные территории Польского государства - Западная Украина и Западная Белоруссия, а также Бессарабия, отторгнутые от Советской Республики насильственным путем после Первой мировой войны.

Можно, конечно, утверждать, что заключение секретного протокола с Германией втягивало Советское государство в империалистический передел мира в качестве союзника Гитлера, но нельзя не замечать складывания блока агрессивных государств на основе Антикоминтерновского пакта и подписания Мюнхенского соглашения, молчаливого, а часто и активного поощрения агрессора со стороны западных держав. Протокол этот можно понять в контексте того времени. Было неизбежно столкновение между Советским Союзом и Германией. Сталин считал, что во имя конечной победы в будущей войне лучше, если это столкновение произойдет на рубежах, на 200-300 километров отстоящих от прежних границ Советского Союза.

Советско-германский договор о ненападении нельзя рассматривать как изолированное явление, как голый факт в отрыве от событий, которые тогда происходили в мире. Договор заключался тогда, когда фашистская агрессия уже нависла над европейскими государствами. Экономические и политические планы агрессора находили поддержку весьма влиятельных сил Англии, Франции, а также и США. Это были круги, рассчитывавшие руками Гитлера разделаться с Советским Союзом.

Но так считали не только в Москве. Вот отрывок из беседы советского полпреда в Лондоне Майского с Черчиллем в конце октября 1939 г., уже в условиях начавшейся Второй мировой войны.

«С точки зрения правильно понятых интересов Англии тот факт, что весь Восток и Юго-Восток Европы находятся вне зоны войны, - говорил Черчилль, - имеет не отрицательное, а положительное значение. Главным образом Англия не имеет оснований возражать против действий СССР в Прибалтике. Конечно, кое-кто из сентиментальных деятелей может пускать слезу по поводу русского протектората над Эстонией или Латвией, но к этому нельзя относиться серьезно...». «Черчилль, - сообщает Майский, - понимает, что СССР должен быть хозяином на восточном берегу Балтийского мира, и очень рад, что балтийские страны включаются в нашу, а не в германскую государственную систему. Это исторически нормально и вместе с тем сокращает возможное «жизненное пространство» для Гитлера. Черчилль при этом размашисто провел вдоль линии советско-германского разграничения и заявил: «Дальше этой линии Германию пускать нельзя».

Позже Черчилль писал о договоре:

«Невозможно сказать, кому он внушал большее отвращение - Гитлеру или Сталину. Оба сознавали, что это могло быть только временной мерой, продиктованной обстоятельствами. Антагонизм между двумя империями и системами был смертельным. Сталин, без сомнения, думал, что Гитлер будет менее опасным врагом для России после года войны против западных держав. Гитлер следовал своему методу «поодиночке». Тот факт, что такое соглашение оказалось возможным, знаменует всю глубину провала английской и французской политики и дипломатии за несколько лет.

В пользу Советов нужно сказать, что Советскому Союзу было жизненно необходимо отодвинуть как можно дальше на Запад исходные позиции германских армий с тем, чтобы русские получили время и могли собрать силы со всех концов своей колоссальной империи. В умах русских каленым железом запечатлелись катастрофы, которые потерпели их армии в 1914 году, когда они бросились в наступление на немцев, еще не закончив мобилизации. А теперь их границы были значительно восточнее, чем во время первой войны. Им нужно было силой или обманом оккупировать прибалтийские государства и большую часть Польши, прежде чем на них нападут. Если их политика и была холодно расчетливой, то она была также в тот момент в высокой степени реалистичной».

Достигнутые в августе 1939 г. договоренности ставили предел распространению фашистской экспансии в Восточной Европе, а следовательно, их можно рассматривать как направленные не против, а в защиту Литвы, Латвии и Эстонии.

В настоящее время мнения исследователей по вопросу заключения советско-германского договора о ненападении кардинально расходятся, но базируются, как правило, на политических симпатиях и антипатиях, а не на объективном анализе фактов.

Заключение подобного договора позволило СССР уйти от опасности быть втянутым в войну на два фронта и дало возможность выиграть некоторое время для развития и укрепления обороны страны.

1 сентября 1939 г. гитлеровская Германия напала на Польшу. Союзники последней - Англия и Франция - объявили войну Германии. Началась Вторая мировая война. Попытки создания системы коллективной безопасности и предотвращения войны провалились.

Начавшиеся переговоры с СССР о заключении договора взаимопомощи, которые проходили в условиях нарастающих угроз Германии по адресу Польши, тянулись медленно, тонули в технических деталях. После Мюнхена правительство СССР не доверяло гарантиям Англии и Франции, опасаясь, что эти страны вновь предпочтут отпору агрессору компромисс с ним, в том числе и за счет СССР. На позицию СССР повлияло и то обстоятельство, что весной-летом 1939 г. Япония развернула военные действия против союзника СССР - Монголии на реке Халхин-Гол, которые могли в любой момент перерасти в полномасштабную советско-японскую войну.

Заявление премьер-министра Великобритании Н. Чемберлена 24 июля 1939 г. о подписании соглашения между Великобританией и Японией, по которому за Японией признавалось существование «особых нужд» в Китае, было понято как доказательство того, что Англия и Франция готовят новую сделку с агрессивными странами за спиной СССР. Конечно, это соглашение можно было понять и так, что Англия, готовясь к войне в Европе, стремится обезопасить свои владения в Азии от нападения на них Японии. Однако в Москве серьезно опасались, что СССР втянется в войну со странами Антикоминтерновского пакта при нейтралитете Великобритании, Франции и США.

В этих условиях СССР принял предложения Германии о нормализации отношений и заключении пакта о ненападении. При этом и в Москве, и в Берлине прекрасно понимали, что пакт, подписанный 23 августа 1939 г., обеспечивает Германии свободу рук для агрессии.

В то же время руководство СССР считало этот пакт для себя выгодным со всех точек зрения.

Во-первых, СССР обеспечивал себе безопасность на Дальнем Востоке, поскольку Япония без поддержки Германии не решилась бы на крупномасштабную войну с ним. Соглашение Германии с СССР вносило раскол в Антикоминтерыовский пакт, вело к охлаждению германо-японских отношений.

Во-вторых, исключалась вероятность нового «Мюнхена», допыток Англии и Франции умиротворить Германию за счет СССР.

В-третьих, СССР был вознагражден секретным протоколом, в котором Западная Украина и Западная Белоруссия, захваченные Польшей в 1920-1921 гг., страны Прибалтики, Финляндия, Бессарабия (Молдова), входившая в состав Румынии (то есть, большей частью, территории, прежде принадлежавшие Российской империи), признавались сферами интересов СССР. Тем самым устранялись те территориальные постановления Версальского мира, которые были приняты без учета интересов России.

Другой вопрос, что пакт о ненападении, а особенно секретный протокол к нему, фактически превращали СССР в невоюющего союзника Германии. Разрушался образ страны, последовательно выступавшей против фашизма и его агрессивной политики. Временные преимущества, которые обеспечивались пактом, СССР не смог использовать в полной мере. И.В. Сталин и его окружение допустили ту же ошибку, что и лидеры стран Запада, когда сочли, что с фашистским режимом можно договориться, что он будет соблюдать достигнутые соглашения.


Документы и материалы

Из текста пакта Бриана - Келлога, 27 августа 1928 г.:

«Статья 1-я. Высокие договаривающиеся стороны торжественно заявляют от имени своих народов, что они осуждают метод обращения к войне для урегулирования международных конфликтов и отказываются в своих взаимоотношениях от войны в качестве орудия национальной политики.

Статья 2-я. Высокие договаривающиеся стороны признают, что урегулирование или разрешение всех разногласий или конфликтов независимо от характера их происхождения, которые могут возникнуть между ними, должны осуществляться только мирными средствами» (Антология мировой политической мысли. М., 1997. С. 275-276.)

Из выступления А. Гитлера, 5 ноября 1937 г.:

«Германская политика должна иметь в виду двух заклятых врагов - Англию и Францию, для которых мощный германский колосс в самом центре Европы является бельмом на глазу, причем оба государства заняли отрицательную позицию и в вопросе дальнейшего усиления Германии как в Европе, так и в других частях света <...> Если фюрер будет еще жив, то не позже 1943- 1945 гг. он намерен обязательно решить проблему пространства для Германии».

Вопросы и задания

1. Почему 1920-е гг. называют «десятилетием пацифизма»? Как вы объясните подписание пакта Бриана-Келлога странами, которые не могли решить свои противоречия перед первой мировой войной? Проанализируйте текст пакта. Имел ли он шанс надолго определить отношения между странами мира?
2. Чем вы можете объяснить появление очагов агрессии в 1930-е гг.? Покажите их на карте.
3. Что собой представляла политика умиротворения агрессора в Европе? К каким результатам она привела?
4. Была ли неизбежной вторая мировая война? Что могло бы остановить подготовку к ней?
5. Почему не удалось создать систему коллективной безопасности в Европе? В чем состояли причины бессилия Лиги Наций?
6. Как гражданская война в Испании повлияла на общую ситуацию в Европе?
7. Охарактеризуйте агрессивные действия гитлеровской Германии в 1930-е гг. Проанализируйте выдержку из выступления Гитлера в 1937 г., сравните ее с более ранними известными вам заявлениями. В чем состоят различия между ними?
8. Что заставило руководство СССР резко изменить внешнеполитический курс и пойти на соглашение с Германией? Как вы думаете, был ли этот шаг неизбежен? Какое влияние на политику СССР оказала агрессия Японии в Азии?


После окончания Первой мировой войны была образована Лига Наций – первая Всемирная организация, в цели которой входило сохранение мира и развитие международного сотрудничества. Формально она была основана 10 января 1920 и прекратила существование 18 апреля 1946 с образованием ООН. Устав Лиги Наций, выработанный специальной комиссией, созданной на Парижской мирной конференции 1919-1920 гг., и включенный в Версальский мирный договор 1919 г. и другие мирные договоры, завершившие Первую мировую войну, был первоначально подписан с 44 государствами, в том числе 31 государством, принимавшим участие в войне на стороне Антанты или присоединившимся к ней и 13 государствами, придерживавшимися нейтралитета в ходе войны.

К сожалению, противоречия Версальского договора отразились и на его детище. Лига Наций не смогла стать универсальной организацией безопасности. Великие державы занимали в ней господствующее положение и использовали ее в своих интересах. Уже тогда существовал двойной стандарт. Если проступок совершало небольшое государство, Лига грозила ей всеми карами. Если проступок совершала "великая держава", например, Италия или Япония, Лига закрывала на это глаза. Для принятия решений по важным вопросам требовалось единогласие. Это означало, что решения фактически не могли состояться.

Под прикрытием Лиги Наций в начале 1920 гг. был произведён раздел бывших колоний Германии и некоторых владений Турции между государствами-победителями в форме раздачи мандатов. Мандатные территории формально имели различный статус подчинённости, по существу являясь колониями. Великобритания получила Ирак, Палестину и Трансиорданию, часть Камеруна, часть Того и Танганьики, Франция - Сирию и Ливан, часть Камеруна и часть Того, Бельгия - Руанду-Урунди, ЮАС(ЮАР) - Юго-Западную Африку. Тихоокеанские острова и территории поделили между собой Великобритания, Австралия, Новая Зеландия и Япония.

В состав Лиги Наций не вошла Россия (СССР). Туда долгое время не пускали побежденные государства - Германию (приняли в Лигу в 1926 г.), Австрию и Турцию. Самое интересное - в Лигу Наций не вошли США, которые ее и придумали: сторонники изоляционистской политики сорвали ратификацию (утверждение) решения о Лиге Наций в конгрессе - они не собирались связывать себя этой международной организацией при разрешении европейских и мировых конфликтов. Центром "нового мира" как бы полагалась Европа, страны которой должны были обеспечивать мир и безопасность в мире - без СССР, без США. Но едва ли такое было возможно. Недовольство Версальской системой было повсеместным, среди особенно обиженных, помимо Германии, числили себя Япония и Турция.
В начале своего существования Лига Наций была одним из центров организации борьбы против Советского государства. Например, под прикрытием Рейнского пакта (Локарнские соглашения 1925 г.) Великобритания и Франция планировали создать антисоветский блок с участием Германии, для чего не закрепляли никакими гарантиями восточные германские границы. СССР боролся против попыток Лиги Наций вмешаться в его внутренние дела, а также активно участвовал в проходивших под эгидой Лиги Наций конференциях и совещаниях по разоружению, внося предложения, направленные на действительное решение этой международной проблемы.

Кризис Лиги Наций пришелся на 1930 гг., а его пик – на середину предвоенного десятилетия, когда один за другим следовали провалы Лиги, которая оказалась не способной справиться с вызовами той эпохи.

Началом стала агрессия Японии (государства-учредителя Лиги) против Китая, захватившей в 1931г. Маньчжурию, где в 1932 г. было создано марионеточное государство Маньчжоу-Го, которому Лига смогла противопоставить лишь «бумажное заключение» своей спецкомиссии. Япония откровенно проигнорировала это заключение, а в марте 1933г. вышла из Лиги. Следом в октябре того же года вышла Германия, занимавшая место постоянного члена Совета Лиги с 1926г. Затем произошел захват Италией (также страной-учредительницей Лиги) государства-члена Лиги Эфиопии в 1935-1936гг., которому Лига Наций не смогла воспрепятствовать. Вслед за Японией и Германией в декабре 1937г. вышла из Лиги Наций Италия. Далее ситуация развивалась лавинообразно: нарушение в 1936 г. Германией Версальского и Локарнского договоров (ввод войск в Рейнскую демилитаризованную зону), агрессия Германии и Италии против республиканской Испании в том же 1936г., новая агрессия Японии против Китая в 1937г., аншлюс Австрии в 1938г., расчленение и захват Чехословакии в 1938-1939гг.. После этого «количество» для Лиги Наций перешло в «качество». Процесс гибели организации приобрел необратимый характер.

Со стороны СССР предпринимались активные попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Пока СССР не состоял в Лиге Наций, он не мог доверять объективности этой организации в случае того или иного конфликта между СССР и какой-либо другой страной. Поэтому, Советский Союз предложил ряду европейских государств заключить договоры о ненападении, с целью «укрепления дела мира и отношений между странами» в условиях «переживаемого ныне глубокого мирового кризиса». Такие предложения о заключении пакта о ненападении и мирном улаживании конфликтов приняли далеко не все страны (среди стран, принявших это предложение, были Германия, Франция, Финляндия, Турция, Прибалтийские государства, Румыния, Персия и Афганистан). Договоры были идентичны и гарантировали взаимную неприкосновенность границ и территории обоих государств; обязательство не участвовать ни в каких договорах, соглашениях и конвенциях, явно враждебных другой стороне и т.д.

Свидетельством усиления международного авторитета СССР стало принятие его осенью 1934 г. в состав Лиги Наций, тогда же начались переговоры по заключению многостороннего регионального договора о взаимопомощи («Восточного пакта»), в которых участвовал СССР. Отказ Германии и Польши от участия в этом соглашении, неконструктивная политика Великобритании привели к прекращению переговоров. Тогда Советский Союз подписал в 1935 г. трехсторонний договор о взаимной помощи с Францией и Чехословакией, который предусматривал оказание военной помощи одной из сторон в случае нападения, но при условии, если эту помощь будут оказывать две другие стороны. Впоследствии, когда Германия в марте 1939 г. захватила Чехословакию, а Франция согласилась с этим, СССР предложил оказать помощь в одностороннем порядке, но правительство Чехословакии отказалось ее принять.

СССР также выдвинул идею заключения Тихоокеанского пакта коллективной безопасности с участием Китая, США, Англии и других стран. Но эта инициатива не была поддержана западными партнерами.

Германия вела неограниченную гонку вооружений, готовясь к войне. В 1935 г. в ней была провозглашена всеобщая воинская повинность. В 1935 г. между Берлином и Лондоном начались переговоры о заключении англо-германского союза, целью которого стала, по словам Гитлера, «свобода действий для Англии на морях и в заокеанских странах, свобода действий для Германии на континенте и в экспансии на Восток». Вскоре было подписано англо-германское морское соглашение, разрешающее увеличение военно-морского флота Германии. В марте 1936 г. германские войска заняли Рейнскую демилитаризированную зону, нарушив условия Версальского договора. Фашисты рвались к власти во Франции, Австрии, Греции, в прибалтийских государствах. В Испании, после победы на выборах Народного фронта в феврале 1936 г., правые силы во главе с генералом Франко подняли мятеж. Германия и Италия активно помогали мятежникам. В то же время большинство европейских государств придерживалось политики невмешательства в испанские события, так как победа любой стороны ослабляла их собственные позиции.

Вначале Советский Союз согласился с этой политикой и пытался прекратить вмешательство Италии и Германии в этой конфликт, но, убедившись в неэффективности этой деятельности, он стал оказывать значительную экономическую, политическую военную помощь республиканцам, включая посылку регулярных войск под видом добровольцев. Кроме советских добровольцев на стороне республиканского правительства сражались интернациональные бригады, сформированные Коминтерном из антифашистов 54 стран. Однако силы все же были неравными. После вывода интернациональных частей из Испании республиканское правительство пало.

В 1936-1937 гг. образовался Антикоминтерновский пакт, или ось «Рим - Берлин - Токио». В марте 1938г. Германия осуществила аншлюс (присоединение) Австрии. Возникала реальная угроза нарушения равновесия сил в Европе и мировой войны. Европейская дипломатия не противилась этому. Она проводила политику умиротворения агрессора, т.е. старалась путем уступок Германии превратить ее в надежного партнера в международных делах, также стремилась использовать Германию в качестве противовеса внешнеполитическому курсу СССР, надеясь, что хищнические устремления Германии будут обращены на Восток. Кульминацией политики умиротворения стало соглашение в Мюнхене (сентябрь 1938г.), в котором участвовали главы правительств Германии, Италии, Англии и Франции. Наиболее существенным результатом этой встречи было решение о присоединении Судетов - промышленно развитой области Чехословакии - к Германии. Это была максимально возможная уступка со стороны Англии и Франции Германии, но она лишь разожгла аппетиты Гитлера. После того, как западные страны не только отказались помогать Чехословакии, но и вынудили её отказаться от военной помощи СССР, 15 марта 1939 г. Германия захватила оставшуюся часть Чехословакии.

В конце марта в результате заговора, организованного империалистами, пала Испанская республика. 7 апреля фашистская Италия оккупировала Албанию. Правительства западных держав по существу смирились с новыми захватами. 27 февраля Англия и Франция, а 1 апреля США также признали режим Франко. В общем и целом дипломаты, аккредитованные в странах «оси», были единодушны - поход на Восток не за горами. Назывался даже повод, который Гитлер, по-видимому, изберет для открытия военных действий: «присоединение» Советской Украины к Закарпатской Украине. Однако Гитлер передал Закарпатскую Украину Венгрии, что вызвало среди «мюнхенцев» значительное замешательство. Восточный поход, очевидно, откладывался. В Англии и Франции возрастало недовольство даже в правящих кругах, серьезно обеспокоенных угрозой национальной безопасности обоих стран. Под давлением общественности 31 марта 1939 г. Англия и Франция предоставили гарантии «независимости» Польше, а затем Румынии. 15 апреля Ф. Рузвельт обратился с посланием к Гитлеру, прося заверить, что Германия в течение 10 лет не нападет на своих соседей. Однако в списке последних был пропущен Данциг, а присоединие его к Германии стало поводом для антипольской кампании в Германии.

Весной 1939 г. в связи с резкой эскалацией агрессивных действий фашистских государств СССР обратился к Англии и Франции с конкретными предложениями о заключении соглашения о взаимной помощи, включая военную конвенцию на случай агрессии в Европе. Советский правительство полагало, что для создания действительного барьера миролюбивых государств против дальнейшего развертывания агрессии в Европе необходимы по крайней мере три условия:

1) заключение между Англией, Францией и СССР эффективного пакта о взаимопомощи против агрессии;

2) гарантирование безопасности со стороны этих трех великих держав государствам Центральной и Восточной Европы, находящимся под угрозой агрессии, включая сюда также Латвию, Эстонию, Финляндию;

3) заключение конкретного соглашения между Англией, Францией и СССР о формах и размерах помощи, оказываемой друг другу и гарантируемым государствам, без чего (без такого соглашения) пакты взаимопомощи рискуют повиснуть в воздухе, как это показал опыт с Чехословакией.

2 июня 1939 г. СССР передал правительствам Англии и Франции проект договора, который учитывал все предложения, выдвинутые в процессе переговоров.

Английские же и французские предложения не предусматривали гарантий Эстонии, Латвии и Финляндии, в то же время требовали гарантий помощи со стороны СССР в отношении Польши, Румынии, Бельгии, Греции и Турции, затем поставили вопрос о распространении гарантий трех держав на Голландию и Швейцарию. Упорное нежелание правительств Англии и Франции включить прибалтийские страны в общую систему коллективной безопасности в Европе имело совершенно определенный смысл - оставить открытыми ворота с северо-запада для вторжения гитлеровской Германии на территорию Советского Союза. Усиленно велась подготовка к использованию Финляндии для войны против СССР. На средства Англии, Франции, Швеции, США и Германии на Карельском перешейке велось военное строительство под руководством крупнейших специалистов этих стран. Правительство Финляндии активно сотрудничало с Германией.

Великобритания параллельно вела переговоры с Германией и Японией. 18 июля, а затем снова 21 июля 1939 г. состоялись беседы доверенного лица Чемберлена Вильсона с гитлеровским эмиссаром Вольтатом - чиновником для особых поручений в ведомстве Геринга. Вильсон предложил заключить англо-германский пакт о ненападении и подписать декларацию о невмешательстве во внутренние дела друг друга. 20 июля по инициативе Вильсона имела место встреча Вольтата с министром заморской торговли Англии Хадсоном, который высказал мнение, что «... в мире существует еще три большие области, в которых Германия и Англия могли бы найти широкие возможности приложения своих сил, а именно: английская империя, Китай и Россия».

29 июля во время встречи представителей лейбористской партии Англии с советником Германского посольства в Лондоне рассматривались предложения о заключении между Англией и Германией «соглашения о разграничении сфер интересов».

В июле 1939 г. в Токио было подписано соглашение, по которому Англия признавала японские захваты в Китае и обязывалась не препятствовать там японской агрессии. Это был «дальневосточный Мюнхен», по которому Китаю отводилась в Азии такая же роль жертвы агрессии, как Чехословакии в Европе. Соглашение было подписано в разгар вооруженного конфликта, развязанного Японией против СССР и Монгольской Народной Республики у реки Халхин-Гол.

25 июля 1939 г. английское правительство наконец приняло советское предложение начать переговоры о заключении англо-франко-советского военного соглашения. 26 июля министр иностранных дел Франции известил, что французская делегация выедет в Москву.

Для ведения военных переговоров Советское правительство назначило делегацию во главе с народным комиссаром обороны маршалом Ворошиловым. Членами делегации были назначены начальник Генерального штаба РККА Шапошников, народный комиссар Военно-морского флота Кузнецов, начальник Военно-воздушных сил РККА Локтионов и заместитель начальника Генерального штаба РККА Смородинов.

В состав английской делегации входили адмирал Дракс, маршал военно-воздушных сил Англии Барнет и генерал-майор Хейвуд. Делегации дана была директива «вести переговоры очень медленно». Американское посольство в Лондоне сообщало 8 августа в госдепартамент США, что английской военной миссии «даны указания сделать все возможное для того, чтобы переговоры продолжались до 1 октября».

Глава английской делегации Дракс заявил, что он «не имеет письменного полномочия» и что он «уполномочен вести только переговоры, но не подписывать пакта (конвенции)».

В состав французской военной делегации вошли член Верховного Военного совета Франции генерал Думенк, командир 3-й авиационной дивизии генерал Вален, профессор Военно-морской школы Вийом и др. Французская делегация имела полномочия только на ведение переговоров, но не на подписание какого-либо соглашения.

На вопрос главы советской военной миссии: «Есть ли у миссий Англии и Франции соответствующие военные планы?» - Дракс ответил, что, приезжая в Москву по приглашению Советского правительства, он «рассчитывал, что проект будет предложен советской миссией».

Кардинальным вопросом переговоров стал вопрос о проходе советских войск через польскую территорию, «чтобы непосредственно соприкоснуться с противником, если он нападет на Польшу», или «через румынскую территорию, если агрессор нападет на Румынию». Эти вопросы не были разрешены в ходе переговоров, так как польское правительство даже в условиях непосредственной опасности со стороны Германии не изменило антисоветского курса своей внешней политики. Еще 11 мая 1939 г. польский посол в Москве заявил, что Польша не считает возможным заключение пакта о взаимопомощи с СССР. Во время переговоров в Москве 20 августа польский министр иностранных дел Ю. Бек направил телеграмму своему послу во Франции: «Польшу с Советами не связывают никакие военные договоры, и польское правительство такой договор заключать не собирается».

В Париже, однако, нарастала тревога в связи с усиливающейся германской агрессивностью.

Французская дипломатия, балансируя между старой политикой умиротворения и боязнью германской агрессии, вела себя на переговорах непоследовательно, но 21 августа французское правительство уполномочило своих представителей подписать тройственную военную конвенцию. Одновременно представители Франции в Варшаве пытались воздействовать на польское правительство, дать согласие на пропуск советских войск через польскую территорию в случае возникновения войны с агрессором (имелась в виду Германия) и включить это соглашение в текст конвенции. Но переговоры зашли в тупик из-за позиции правительства Англии, которое не дало полномочий своей делегации на подписание военной конвенции. «Британское правительство, - говорилось в утвержденной на заседании комитета обороны Англии 2 августа 1939 г. инструкции для делегации на московских переговорах, - не желает быть втянутой в какое бы то ни было определенное обязательство, которое могло бы связать нам руки при любых обстоятельствах. Поэтому в отношении военного соглашения следует стремиться к тому, чтобы ограничиваться сколь возможно общими формулировками... не вести переговоры по вопросу обороны Прибалтийских государств».

Польша и Румыния согласия на проход советских войск через польскую и румынскую территории в целях участия в военных действиях против Германии также не дали.

В августе 1939 г. Советским правительством были получены сведения о том, что завершается приведение германской армии в боевую готовность и сосредоточение ее у польской границы. Стало известно, что в период с 25 по 28 августа могут начаться военные действия Германии против Польши. Поэтому Советскому Союзу приходилось думать об альтернативном выходе.

Германия была заинтересована в заключении договора о ненападении с СССР, так как хотела, чтобы СССР остался нейтральным после ее нападения на Польшу. По документам известно, что решение о нападении на Польшу было принято тогда, когда не было и разговора о пакте о ненападении. В июне, когда полным ходом шли советско-англо-французские переговоры, Гитлер говорит о том, что нападение состоится независимо от того, будет ли заключен договор между Англией, Францией и СССР, что германско-польский конфликт будет разрешен так, как задумано в Берлине.

Анализ секретной переписки между германским посольством в Москве и Берлином в июне-августе 1939 г. говорит о том, что Советское правительство осторожно относилось к предложению Германии о заключении договора. Вот как оценивает первый этап дипломатического зондирования в мае-июне посольство и посол Германии: «Сделали все возможное, но мы не можем втащить Молотова и Микояна в Бранденбургские ворота». 30 июля Гитлер дает указание: «Учитывая поведение русских, отказаться от дальнейших акций в Москве». Позднее, после встречи с Молотовым, проведенной 3 августа по телеграфному указанию из Берлина, посол фон Шуленбург докладывает: «Мое общее впечатление таково, что Советское правительство в настоящее время решило заключить договор с Францией - Англией, если те выполнят все его пожелания».

15 августа Риббентроп объявляет через своего посла в Москве о готовности «совершить короткую поездку в Москву, дабы заложить фундамент для прояснения германо-советских отношений». Но советское руководство отвечает: «Такая поездка потребует соответствующей подготовки».

18 августа новый приказ послу: добиваться согласия на «срочный визит», имея в виду, что «в скором времени возможно и начало германо-польского конфликта...». На следующий день в ответ германскому послу был вручен советский проект договора о ненападении, а в отношении визита Риббентропа в Москву было сказано, что он станет возможным после объявления о подписании экономического соглашения и если это объявление будет сделано сегодня-завтра, то министр мог бы прибыть 26-27 августа.

19 августа в Берлине было подписано советско-германское кредитное соглашение. Советскому Союзу был предоставлен кредит на 200 млн. германских марок для закупки в Германии промышленных изделий, в том числе военных материалов. Подписание этого договора давало известную гарантию того, что Германия в ближайшее время нападать на СССР не собирается.

20 августа Берлин полностью раскрывает свои карты. В телеграмме Сталину Гитлер объявляет: Германия «с данного момента решила всеми средствами обеспечить интересы рейха» в конфликте с Польшей. Он предлагает принять Риббентропа «во вторник, 22 августа, но самое позднее - в среду, 23 августа». Визит «должен длиться самое большее двое суток, более длительный срок с учетом международной ситуации невозможен». Было ясно, что военная машина Германии уже заведена и нападение на Польшу может произойти со дня на день.

23 августа 1939 г. был подписан советско-германский договор о ненападении сроком на десять лет.

Договор сопровождал секретный протокол, который разграничивал сферы влияния сторон в Восточной Европе: «Было достигнуто соглашение в следующем:

1. В случае территориальных и политических преобразований в областях, принадлежащих Прибалтийским государствам (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), северная граница Литвы будет являться чертой, разделяющей сферы влияния Германии и СССР. В этой связи заинтересованность Литвы в районе Вильно признана обеими сторонами.

2. В случае территориальных и политических преобразований в областях, принадлежащих Польскому государству, сферы влияния Германии и СССР будут разграничены приблизительно по линии рек Нарев, Висла и Сан.

Вопрос о том, желательно ли в интересах сторон сохранение независимости Польского государства, о границах такого государства будет окончательно решен лишь ходом будущих политических событий.

Касательно Юго-Восточной Европы Советская сторона указала на свою заинтересованность в Бессарабии. Германская сторона ясно заявила о полной политической незаинтересованности в этих территориях».

Таким образом, в сферу влияния СССР вошли Финляндия, Эстония, Латвия и восточные территории Польского государства - Западная Украина и Западная Белоруссия, а также Бессарабия, отторгнутые от Советской Республики насильственным путем после Первой мировой войны.

Можно, конечно, утверждать, что заключение секретного протокола с Германией втягивало Советское государство в империалистический передел мира в качестве союзника Гитлера, но нельзя не замечать складывания блока агрессивных государств на основе Антикоминтерновского пакта и подписания Мюнхенского соглашения, молчаливого, а часто и активного поощрения агрессора со стороны западных держав. Протокол этот можно понять в контексте того времени. Было неизбежно столкновение между Советским Союзом и Германией. Сталин считал, что во имя конечной победы в будущей войне лучше, если это столкновение произойдет на рубежах, на 200-300 километров отстоящих от прежних границ Советского Союза.

Советско-германский договор о ненападении нельзя рассматривать как изолированное явление, как голый факт в отрыве от событий, которые тогда происходили в мире. Договор заключался тогда, когда фашистская агрессия уже нависла над европейскими государствами. Экономические и политические планы агрессора находили поддержку весьма влиятельных сил Англии, Франции, а также и США. Это были круги, рассчитывавшие руками Гитлера разделаться с Советским Союзом.

Но так считали не только в Москве. Вот отрывок из беседы советского полпреда в Лондоне Майского с Черчиллем в конце октября 1939 г., уже в условиях начавшейся Второй мировой войны.

«С точки зрения правильно понятых интересов Англии тот факт, что весь Восток и Юго-Восток Европы находятся вне зоны войны, - говорил Черчилль, - имеет не отрицательное, а положительное значение. Главным образом Англия не имеет оснований возражать против действий СССР в Прибалтике. Конечно, кое-кто из сентиментальных деятелей может пускать слезу по поводу русского протектората над Эстонией или Латвией, но к этому нельзя относиться серьезно...». «Черчилль, - сообщает Майский, - понимает, что СССР должен быть хозяином на восточном берегу Балтийского мира, и очень рад, что балтийские страны включаются в нашу, а не в германскую государственную систему. Это исторически нормально и вместе с тем сокращает возможное «жизненное пространство» для Гитлера. Черчилль при этом размашисто провел вдоль линии советско-германского разграничения и заявил: «Дальше этой линии Германию пускать нельзя».

Позже Черчилль писал о договоре:

«Невозможно сказать, кому он внушал большее отвращение - Гитлеру или Сталину. Оба сознавали, что это могло быть только временной мерой, продиктованной обстоятельствами. Антагонизм между двумя империями и системами был смертельным. Сталин, без сомнения, думал, что Гитлер будет менее опасным врагом для России после года войны против западных держав. Гитлер следовал своему методу «поодиночке». Тот факт, что такое соглашение оказалось возможным, знаменует всю глубину провала английской и французской политики и дипломатии за несколько лет.

В пользу Советов нужно сказать, что Советскому Союзу было жизненно необходимо отодвинуть как можно дальше на Запад исходные позиции германских армий с тем, чтобы русские получили время и могли собрать силы со всех концов своей колоссальной империи. В умах русских каленым железом запечатлелись катастрофы, которые потерпели их армии в 1914 году, когда они бросились в наступление на немцев, еще не закончив мобилизации. А теперь их границы были значительно восточнее, чем во время первой войны. Им нужно было силой или обманом оккупировать прибалтийские государства и большую часть Польши, прежде чем на них нападут. Если их политика и была холодно расчетливой, то она была также в тот момент в высокой степени реалистичной».

Достигнутые в августе 1939 г. договоренности ставили предел распространению фашистской экспансии в Восточной Европе, а следовательно, их можно рассматривать как направленные не против, а в защиту Литвы, Латвии и Эстонии.

В настоящее время мнения исследователей по вопросу заключения советско-германского договора о ненападении кардинально расходятся, но базируются, как правило, на политических симпатиях и антипатиях, а не на объективном анализе фактов.

Заключение подобного договора позволило СССР уйти от опасности быть втянутым в войну на два фронта и дало возможность выиграть некоторое время для развития и укрепления обороны страны.

1 сентября 1939 г. гитлеровская Германия напала на Польшу. Союзники последней - Англия и Франция - объявили войну Германии. Началась Вторая мировая война. Попытки создания системы коллективной безопасности и предотвращения войны провалились.



«Обеспечение безопасности» - Конституция РФ – основной закон государства. Закон РФ «О безопасности» закрепляет правовую основу обеспечения безопасности личности, общества и государства. Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности. Законом предусмотрено обязательное обучение населения, в том числе и школьников, мерам пожарной безопасности.

«Экология и безопасность» - Прокопьевск. Подготовка руководителей и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Гурьевск. Кемерово. Мундыбаш. Экологическая безопасность – сфера стратегического интереса государства. Количество обученных в Центре экологической безопасности. Требование к подготовке.

«Безопасность учеников» - Не ходи около крыш и балконов! Всегда тушите за собой костер! Катайтесь на санках вдали от проезжей части! Паспорт безопасности ученика. При пожаре в доме (квартире). Всегда берите в лес мазь от комаров и клещей! Правила поведения на железной дороге. Аккуратно работай со строительными инструментами!

«Правила по безопасности» - Вождение требует полной концентрации. Наркотики могут стать причиной несчастного случая. Предупреждение. Следует избегать ненужных поездок. Требования компании описаны в политике и процедуре контроля доступа. Ошибка. Превышать скорость. Катастрофа. Показатель IPF 0.8). Эффективная деятельность в сфере отосб?

«Безопасность школьников» - Выбирают и понимают Дети определяют и оценивают свои проблемы со здоровьем и приоритеты. Безопасность – контекст проекта. Осуществление комплекса мер по предупреждению и нейтрализации выявленных угроз. Запрещение физических наказаний школьников персоналом школы. Безопасность в контексте программ ЮНИСЕФ.

«Бизнес-идеи» - Бизнес-идеи. Рыночная ниша. Задачи: Представить бизнес-идею. Инвесторы? 1. Рынок. Методы исследований. Использование заемных средств. Маркетинговые исследования. Легендарные блокнотики Post-it-Notes состоят из обычной бумаги и клея. Земляки? Главное условие – наблюдатель не вмешивается в события и не влияет на поведение покупателей.