Делаем сами - Информационный портал

Делаем сами - Информационный портал

» » Варварские государства на территории западной европы. Варварские королевства. Значение во всемирной истории

Варварские государства на территории западной европы. Варварские королевства. Значение во всемирной истории

В 410 ᴦ. вестготы (западные готы) под предводительством Алариха взяли Рим. Через несколь­ко лет для посœелœения вестготов Рим предоставил земли на юге Галлии. Так в 418 г, появилось первое варварское Вестготское королевство. Вскоре вестготы захватили другие территории в Галлии и Испании.

Еще раньше через Галлию и Испанию в Северную Африку прошли племена вандалов и аланов. В Африке возникло вандальско-аланское королевство. В 455 ᴦ. вандалы совершили морской на­бег на Рим, подвергнув его страшному разгрому. В те же годы германские племена англов, саксов, ютов начади вторжение в Бри­танию. Οʜᴎ разгромили существовавшие на острове после ухода римских войск королевства кельтов и образовали 7 варварских англо-саксонских королевств. В Галлии к востоку от вестготов с вое королевство создали бургунды.

Варвары хозяйничали и в Италии. Римское войско здесь по­чти целиком состояло из варваров, вожди которых правили от имени императоров. В 476 ᴦ. один из таких вождей Одоарк сверг западного императора, а его корону отослал в Константино­поль. Верховным правителœем варварских королевств отныне счи­тался восточный император.
Размещено на реф.рф
При этом реальной власти Над ними он не имел. Вскоре в Италию вторглись племена остготов (вос­точных готов) под предводительством короля Теодориха (49.3 - 526) и, разгромив государство Одоакра, создали здесь свое ко­ролевство.

Королевство франков возникло почти одновременно с Остгот­ским королевством. В 486 ᴦ. король салических (приморских) фран­ков Хлодник возглавил их переселœение в Северную Галлию. Вскоре франки подчинили себе ряд сосœедних германских племен - але­манов, тюрингов, разбили поиска Вестготского королевства и отвоевали у него Южную Галлию.

Готы и другие германцы забирали значительную часть земель у жителœей Римской империи. Франки, в отличие от них, почти не отнимали земель у местных жителœей, а поделили между собой пустующие бывшие владения императора. По этой причине галло-римское ʼʼселœение относилось к франкам более дружественно, чем к другим-варварам. Вместе с тем, Хлодвиг и всœе франки приняли христи­анство в ортодоксальной форме, которой придерживались жители Галлии, а не в форме арианства, как другие германцы. Хлодвиг щедро раздавал епископам и монастырям ценности и земли. По­литику Хлодвига по отношению к местным жителям продолжили его преемники. Из всœех варварских королевств Франкское оказалось самым устойчивым.

В целом варварские королевства являлись государствами со сла­бой центральной властью, в них были остры противоречия между варварами и местными жителями. Это предопределило нестабиль­ность политической ситуации и Пиропе.

Образование варварских королевств. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Образование варварских королевств." 2017, 2018.

  • - Образование варварских королевств.

    Варвары и Рим. Причины Великого переселения народов. Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе РАЗДЕЛ III ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ ХРИСТИАНСКАЯ ЕВРОПА И ИСЛАМСКИЙ МИР В СРЕДНИЕ ВЕКА Гибель в 476 г. Западной... .


  • - Завоевания варваров. Образование варварских королевств в Западной Европе

    Передвижения варварских племен и нападения их на римские провинции стали обычным явлением. Однако Римской империи до поры до времени удавалось сдерживать этот натиск. В конце IV в. начались массовые передвижения германских и других варварских племен, получившие название... .


  • - Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе

    ХРИСТИАНСКАЯ ЕВРОПА И ИСЛАМСКИЙ МИР В СРЕДНИЕ ВЕКА ТЕМА 3 РАЗДЕЛ III ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ Варвары и Рим. Причины Великого переселения народов.Гибель в 476 г. Западной Римской империи считается гранью между исто­рией Древнего мира и Средних веков.... .


  • - ПАДЕНИЕ ЗАПАДНОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ И ОБРАЗОВАНИЕ ВАРВАРСКИХ КОРОЛЕВСТВ

    Передвижения германцев во II-III вв. Во II-III вв. н. э. происходили перегруппировки и перемещения германских племен в Восточной и Центральной Европе, приведшие к усилению натиска германцев на границы Римской империи. Их главной причиной был рост производительных сил в... .


  • - Падение Западной Римской империи и образование варварских королевств

    Причины Великого переселения народов. Период с IV в. по VII в. вошел в историю Европы как эпоха Великого переселения народов, названная так потому, что на эти четыре столетия приходится пик миграционных процессов, захвативших практически весь континент и радикально... [читать подробнее] .


  • - ВПН и образование варварских королевств в Европе.

    Варвары и Рим. Причины Великого переселения народов. Гибель в 476 г. Западной Римской империи считается гранью между историей Древнего мира и Средних веков. Падение империи связано с вторжениями на ее территорию варварских темен. Варварами римляне называли всех, кто жил... .


  • Лекция 7. Становление западноевропейской средневековой цивилизации. Расцвет западноевропейской средневековой цивилизации.

    Основные понятия:

    Арианство; феодализм; феод; рыцарство; вассалы; барон; ярмарки; коммуна; епископ; архиепископ; аббаты; инквизиция.

    Текст лекции.

    Варвары и Рим. Причины Великого переселения народов.

    Гибель в 476 г. Западной Римской империи считается гранью между исто­рией Древнего мира и Средних веков. Падение империи связано с вторжениями на ее территорию варварских темен. Варварами рим­ляне называли всех, кто жил за пределами Римского государства, не знал латинского языка и был чужд римской культуре.

    В Центральной Европе обитали воинственные племена герман­цев. Поначалу римлянам удавалось отражать их вторжения. В конце IV в. к германцам в их набегах присоединились многие другие вар­варские народы. Началось Великие переселение народен. Восточной Римской империи удалось выстоять под ударами варваров.

    Еще до начала широкого проникновения варваров на террито­рию Римской империи в их среду стало проникать христианство. Епископу Ульфиле удалось крестить германское племя готов. Для варваров был очень сложен догмат о Троице. Поэтому многие из них приняли крещения в форме арианства. Арианство было при­знано ересью (отступлением от догматов ортодоксального хрис­тианского вероучения) на Никейском соборе в 325 г., однако в IV-VI вв. оно было распространено среди значительной части христиан. Ариане отрицали троичность Бога, они считали, что Бог един, а Иисус Христос не единосущен Богу Отцу, а лишь подобосущен ему. Именно в арианство крестил Ульфила готов. Арианами стали также вандалы, бургунды, лангобарды и ряд других племен.

    Образование варварских королевств.

    В 410 г. вестготы (западные готы) под предводительством Алариха взяли Рим. Через несколь­ко лет для поселения вестготов Рим предоставил земли на юге Галлии. Так в 418 г, появилось первое варварское Вестготское королевство. Вскоре вестготы захватили другие территории в Галлии и Испании.В те же годы германские племена англов, саксов, ютов начади вторжение в Бри­танию. Они разгромили существовавшие на острове после ухода римских войск королевства кельтов и образовали 7 варварских англо-саксонских королевств. В Галлии к востоку от вестготов свое королевство создали бургунды. Варвары хозяйничали и в Италии.

    Королевство франков возникло почти одновременно с Остгот­ским королевством. В 486 г. король салических (приморских) фран­ков Хлодвиг возглавил их переселение в Северную Галлию. Хлодвиг щедро раздавал епископам и монастырям ценности и земли. По­литику Хлодвига по отношению к местным жителям продолжили его преемники. Из всех варварских королевств Франкское оказалось самым устойчивым.


    В целом варварские королевства являлись государствами со сла­бой центральной властью, в них были остры противоречия между варварами и местными жителями. Это предопределило нестабиль­ность политической ситуации и Пиропе. О жизни варварских королевств можно мно­гое узнать из записей их законов V-IX вв. Эти законы получили названия варварских правд. Наиболее известным документом является "Салическая прав­да*, созданная по указу короля Хлодвига примерно в 500 г.

    При сыновьях и внуках короля Хлодвига франки завоевали Бургундское королевство, подчинили многие германские племена к вос­току от Рейна. Основу войска франкских королей составляли сво­бодные крестьяне-общинники. Однако со временем общины у франков начали распадаться. Под влиянием римских обычаев зе­мельные участки переходили в собственность отдельных семей. Число воинов у королей резко сокращалось. Королевская власть ослабла, знать все меньше считалась с ней. С середины VII в. франк­ских правителей стали называть ленивыми королями. Один за дру­гим на престол всходили совершенно неспособные к управлению люди. Всем заправляли придворные. Особенно большую роль иг­рали майордомы (старшие по дому).

    В начале VIII в. майордом Карл Мартелд (Молот) сумел обуз­дать своеволие крупных землевладельцев. Некоторые из них были казнены, а их земли отошли к майордому. В это время над Запад­ной Европой нависла грозная опасность. В Галлию вторглись ара­бы. Карл Мартелл возглавил борьбу с завоевателями. Карл Мартелл принял меры по созданию бое­способной и надежной кавалерии. Воинам из всех свободных сло­ев населения он раздавал участки земли. Собственность на эту землю была условной. Позже такую землю стали передавать по наследству, но усло­вие несения службы сохранялось. Если наследник не желал слу­жить хозяину земли, то он не наследовал участок. Такое условное наследственное владение называли феодом или леном.

    Начинание Карла Мартелла имело большие последствия для развития всей Европы. Отражение мусульманской угрозы повысило авторитет Карла Мартелла в глазах всех христиан. По просьбе главы христиан За­падной Европы папы (епископа) римского Карл Мартелл под­держивал проповедников христианства в германских землях. Сре­ди этих проповедников выделялся монах Бонифаций, первый епис­коп Германии. После смерти Карла Мартелла майордомом стал его сын Пипин Короткий. По совету Бонифация Пипин сверг последнего «ленивого короля» и сам стал королем.

    При сыне Пипина Карле (768-814) размеры Франкского государства увеличились в два раза. Но не только за свои завоевания Карл еще при жизни получил прозвище Великого. Он на многие века стал образцом для правителей европейских государств. Само слово «ко­роль» в славянских языках произошло от его имени.

    В условиях ее распада в V веке. Характерной чертой, общей для всех этих раннесредневековых политических образований, была внутренняя нестабильность, проистекавшая из отсутствия в то время устоявшегося правила престолонаследия - сыновья короля, в принципе, имели приоритетное право на престол, но знать вполне могла предложить иную, собственную кандидатуру. Раздоры между членами королевской семьи, между королем и его вассалами, споры между претендентами на престол были обычным делом, очень многие короли умерли насильственной смертью. Границы варварских королевств были также нестабильны, столицы часто меняли свои места расположения. Для внутреннего устройства были характерны общинно-племенная организация в виде территориальной общины свободных землевладельцев, народные собрания и военные ополчения.

    Государственность варварских королевств развивалась под воздействием римской политической системы, римского права и с участием должностных лиц, получивших римское образование.


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Варварские королевства" в других словарях:

      - (лат. Leges barbarorum, буквально законы варваров) запись обычного права (См. Обычное право) германских племён (вестготов (См. Вестготы), бургундов (См. Бургунды), франков (См. Франки) и др.), основавших на территории Западной Римской… …

      Хлодвиг I Король Франкского королевства … Википедия

      - (греч. bárbaroi, лат. barbari) звукоподражательное слово, которым древние греки, а затем и римляне называли всех чужеземцев, говоривших на непонятном им языке и чуждых их культуре. В начале н. э. название «В.» особенно часто применяли к… … Большая советская энциклопедия

      - (Jugoslavija, Jугославиja), Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ), гос во в Юго Вост. Европе, гл. обр. на Балканском п ове. Граничит с Италией, Австрией, Венгрией, Румынией, Болгарией, Грецией, Албанией. Площ. 255 804 км2. Нас …

      Саксонский парадный шлем из Саттон Ху. Англосаксы (англ. Anglo Saxons, нем. Angelsachsen, дат … Википедия

      - (греч. Bapbaroi не греки, чужеземцы; лат. barbari) звукоподражат. слово, к рым древние греки, а затем и римляне называли всех чужеземцев как людей, говорящих на непонятном яз. и чуждых настоящей эллинской культуре. В начале нашей эры название В.… … Советская историческая энциклопедия

      Лат. Imperium Romanum Orientale греч. Βασιλεία Ῥωμαίων Империя … Википедия

      Византийская империя Восточная Римская империя Ромейская империя Imperium Romanum Βασιλεία Ῥωμαίων Basileía tôn Rhōmaíōn … Википедия

      Восточная Римская империя Ромейская империя Imperium Romanum Βασιλεία Ῥωμαίων Basileía tôn Rhōmaíōn … Википедия

    Книги

    • От Поздней Античности к Раннему Средневековью. Формирование структур власти и ее образов , Старостин Дмитрий Николаевич. От Поздней Античности к Раннему Средневековью. Формирование структур власти и ее образов в королевстве франков в период правления Меровингов (V-VIII вв.). Переход от Античности к…
    Варвары и Рим. Причины Великого переселения народов.

    Гибель в 476 г. Западной Римской империи считается гранью между исто­рией Древнего мира и Средних веков. Падение империи связано с вторжениями на ее территорию варварских темен. Варварами рим­ляне называли всех, кто жил за пределами Римского государства, не знал латинского языка и был чужд римской культуре.

    В Центральной Европе оби кип воинственные племена герман­цев. Поначалу римлянам удавалось отражать их вторжения. В конце IV в. к германцам в их набе1ах присоединились многие другие вар­варские народы. Началось Великие переселение народен. К этому вре­мени у варваров зарождается неравенство. Их племена объединя­ются 1! союзы во главе с вождем (герцогом, королем), власть, ко­торою напоминает уже власть правителя государства. Варваров привлекали богатство городов и деревень, плодородные поля и тучные пастбища Римской империи.

    Восточной Римской империи удалось выстоять под ударами варваров. По иному было на Западе. Средства на содержание ар­мии императоры собирали с большим трудом. Подати были очень Велики. В провинциях вспыхивали восстания. Жители нередко ожи­дали прихода варваров как освободителей.

    Еще до начала широкого проникновения варваров на террито­рию Римской империи в их среду стало проникать христианство. Епископу Ульфиле удалось крестить германское племя готов. Для варваров был очень сложен догмат о Троице. Поэтому многие из них приняли крещения в форме арианства. Арианство было при­знано ересью (отступлением от догматов ортодоксального хрис­тианского вероучения) на Никейском соборе в 325 г., однако в IV-VI вв. оно было распространено среди значительной части христиан. Аркане отрицали троичность Бога, они считали, что Бог един, а Иисус Христос не единосущен Богу Отцу, а лишь подобосущен ему. Именно в арианство крестил Ульфила готов. Арканами стали также вандалы, бургунды. лангобарды и ряд других племен.

    Образование варварских королевств.

    В 410 г. вестготы (западные готы) под предводительством Алариха взяли Рим. Через несколь­ко лет для поселения вестготов Рим предоставил земли на юге Галлии. Так в 418 г, появилось первое варварское Вестготское королевство. Вскоре вестготы захватили другие территории в Галлии и Испании.

    Еще раньше через Галлию и Испанию в Северную Африку прошли племена вандалов и аланов. В Африке возникло вандальско-аланское королевство. В 455 г. вандалы совершили морской на­бег на Рим, подвергнув его страшному разгрому. В те же годы германские племена англов, саксов, ютов начади вторжение в Бри­танию. Они разгромили существовавшие на острове после ухода римских войск королевства кельтов и образовали 7 варварских англо-саксонских королевств. В Галлии к востоку от вестготов с вое королевство создали бургунды.

    Варвары хозяйничали и в Италии. Римское войско здесь по­чти целиком состояло из варваров, вожди которых правили от имени императоров. В 476 г. один из таких вождей Одоарк сверг западного императора, а его корону отослал в Константино­поль. Верховным правителем варварских королевств отныне счи­тался восточный император. Однако реальной власти Над ними он не имел. Вскоре в Италию вторглись племена остготов (вос­точных готов) под предводительством короля Теодориха (49.3 - 526) и, разгромив государство Одоакра, создали здесь свое ко­ролевство.

    Королевство франков возникло почти одновременно с Остгот­ским королевством. В 486 г. король салических (приморских) фран­ков Хлодник возглавил их переселение в Северную Галлию. Вскоре франки подчинили себе ряд соседних германских племен - але­манов, тюрингов, разбили поиска Вестготского королевства и отвоевали у него Южную Галлию.

    Готы и другие германцы забирали значительную часть земель у жителей Римской империи. Франки, в отличие от них, почти не отнимали земель у местных жителей, а поделили между собой пустующие бывшие владения императора. Поэтому галло-римское «селение относилось к франкам более дружественно, чем к другим-варварам. Кроме того, Хлодвиг и все франки приняли христи­анство в ортодоксальной форме, которой придерживались жители Галлии, а не в форме арианства, как другие германцы. Хлодвиг щедро раздавал епископам и монастырям ценности и земли. По­литику Хлодвига по отношению к местным жителям продолжили его преемники. Из всех варварских королевств Франкское оказалось самым устойчивым.
    В целом варварские королевства являлись государствами со сла­бой центральной властью, в них были остры противоречия между варварами и местными жителями. Это предопределило нестабиль­ность политической ситуации и Пиропе.

    Варварские правды.

    О жизни варварских королевств можно мно­гое узнать из записей их законов V-IX вв. Эти законы получили названия варварских правд.

    Варварские правды являлись записями обычного права. Однако варварские законы испытали значительное влияние римского пра­ва. Особенно сильно было это влияние в правдах вестготов, бургундов. Во всех правдах указывались наказания за различные преступления, определялся порядок судопроизводства и т.д. В за­конах отражался процесс перехода от догосударственного состоя­ния общества к государству. Наряду с полноправными свободны­ми членами племени как особые категории населения со своими правами выделяются король , знать, с одной стороны, зависимые люди и рабы - с другой. Однако свободные общинники, занима­ющиеся сельским хозяйством, псе еще составляли большинство варварского населения.

    Наиболее известным документом является "Салическая прав­да*, созданная по указу короля Хтодвига примерно в 500 г. Со­гласно этим законам жизнь знатного человека (графа) защищал вергельд (штраф) в 600 солидов. свободного человека - 200, зависимого - 100, за убийство раба владельцу выплачивалось, 30 солидов. Салическая правда свидетельствует, что франки жили общинами, которые являлись собственниками земель. Леса, паст­бища, водоемы находились в совместном владении, а пахотные участки - во владении отдельных семей. Продавать эти участки было нельзя, однако наметился процесс превращения этих участ­ков в семейную собственность.

    § 14. Возникновение ислама. Арабские завоевания

    Арабские племена .

    Родиной арабов является Аравийский полу­остров. Кочевые племена арабов - бедуины - занимались ското­водством. Особую роль в религиозной жизни Аравии играл город Мекка и его храм Кааба. Он стал местом, которое посещали все арабские племена. В стену храма был вделан черный камень , упав­ший с неба.

    Проповедь Мухаммеда. Каждое арабское племя имело своих богов племена часто воевали друг с другом. Человеку по имени Мухаммед удалось объединить арабов под знаменем единого Бога. Мухаммед стал основателем третьей, после буддизма и христиан­ства, мировой религии. Он родился около 570 г., был пастухом, затем погонщиком в караванах. В Мекке Мухаммед начал проповедовать веру в единого Бога Аллаха, призывал выполнять бого­угодные дела - выкупать рабов па волю, помогать бедным, сиро­там, вдовам. Бедняки и рабы стали собираться вокруг Мухаммеда. Но богатые мекканцы вынудили его в 622 г. бежать из Мекки в (Медину.

    Объединив в Медине своих последователей, Мухаммед повел борьбу с Меккой. Она закончилась заключением мира, по которо­му мекканиы признали власть Мухаммеда и приняли его учение. Постепенно к учению Мухаммеда примкнули все арабские пле­мена. С целью распространения нового вероучения по всему миру арабы начали военные действия против Византии и Ирана. Учение Мухаммеда получило название ислам или мусульман-

    1ство. а его последователей называли мусульманами. Наиболее кратко учение ислама гласит: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухам­мед - пророк Его». Мусульмане должны пять раз в день совершать молитву, соблюдать пост в течение месяца рамадан, платить налог в пользу бедных и совершать паломничество (хадж) в Мекку.

    Основные заповеди ислама, а также высказывания Мухаммеда записаны в Коране. Коран был и сборником законов. Многие му­сульмане почитают также Сунну - сборник изречений пророка и рассказов о его жизни.

    Арабские завоевания .

    После смерти пророка (632 г.) арабы вышли правителей из числа его сподвижников и родственников.)ни получали титул халифов - заместителей или посланников плаха. Халифы сосредоточили в своих руках духовную и светскую часть. Первые четыре халифа продолжили наступление на соседнее земли. К этому арабов толкало стремление обратить народы в новое учение, а также рост численности их племен, которые уже не могли прокормиться на Аравийском полуострове , жажда до­бычи. Основной силой завоевателей была их великолепная кавале­рия (конное войско).

    Первый поход начался в 633 г. на Иран. Иранцы были разби­ты, арабы захватили огромные сокровища. К 651 г. они овладели всем Ираном и вторглись па территорию современного Афгани­стана. Вторым направлением наступательной политики стала Византия. После долгих боев были завоеваны Армения, Сирия, Палестина, Египет. Не раз арабы осаждали сам Константинополь, но отчаянное сопротивление вынуждало их отступать. 13 Африке арабы покорили не только владения Византии, но и кочевые народы Саха­ры - берберов. Через Гибралтарский пролив завоеватели вторг­лись на Пиренейский полуостров. В 714 г. было уничтожено Вест­готское королевство. Вся Испания, за исключением горной тер­ритории на севере, перешла под власть мусульман. Продолжались и завоевания на Востоке. Арабы заняли Среднюю Азию, часть Индии, разгромили китайцев в битве при Таласе в 751 г., но дальше не пошли.
    Арабский халифат .

    После четырех первых халифов власть над арабами и всей завоеванной ими территорией захватил род Омейядов из Мекки (661-750). Омейяды перенесли столицу Арабского халифата в Дамаск. Огромная территория халифата была разделе­на на пять наместничеств во главе с эмирами. Была налажена по­чтовая связь со всеми наместничествами, на дорогах установлены

    почтовые станции.

    Арабы поселились на многих завоеванных землях, смешива­лись с местным населением. Постепенно арабский язык получал все большее распространение. Завоеватели долгое время не закры­вали на завоеванной территории христианских и иных храмов, не препятствовали жителям исполнять старые религиозные обряды. Однако все не мусульмане были обложены тяжелейшими налога­ми. От них освобождали тех, кто переходил в ислам. Поэтому посте­пенно многие становились мусульманами. Через несколько веков такие некогда христианские страны, как Египет. Сирия, Палес­тина, стали исламскими , их жители начали говорить по-арабски. Мусульманским стало население Ирина, Средней Азии, Северо-Западной Индии, но здесь сохранились местные языки. Позже ислам распространился и на другие, не подвластные халифату тер­ритории.

    Единство мусульман было непрочным. Многие не признавали халифов из династии Омейядов. Приверженцы четвертого халифа Али - двоюродного брата и зятя Мухаммеда считали Омейядов изменниками делу пророка. Мусульмане распались на два течения. Сторонников Али называли шиитами, а сторонников халифов - суннитами, поскольку помимо Корана они считали священной книгой Сунну. Суннитов было больше, чем шиитов, но в некото­рых областях (например, в Иране) шииты преобладали. В разных концах халифата происходили восстания как против арабской вла­сти, так и против Оменядов. В конце концов Омейялы были сверг­нуты и почти все истреблены.

    В 750 г. власть в Халифате захватила династия Аббасидов - по­томков дяди Мухаммеда. При них столица была перенесена в го­род Багдад. При новой династии завоевании почти прекратились. Лишь в Средиземном море флот арабов захватил многие острова и юг Италии, разорял берега Южной Европы.

    Распад Халифата.

    С начала IX в. Арабский халифат вступил в период распада. Слишком велика была его территория, очень раз­ные там жили народы с разным уровнем развития. Эмиры посте­пенно превращались в хозяев своих провинций. Первой отпала Испания, где возник Кордовский халифат. Затем отделились Ма­рокко, Алжир. Египет. Средняя Азия. Иран, Аравия.

    С конца IX в. реальная власть в остатках Халифата оказалась в руках вооруженных отрядов из числа рабов и иноземцев. В 945 г. Багдад захватили Буиды - правители одного из государств Ирана.

    В 1055г. Багдад был взят турками-сельджуками, пришедшими из

    1Средней Азии и покорившими весь Ближний Восток. Халиф при Буидах и сельджуках стал мусульманским первосвященником, потеряв светскую власть. В 1258 г. Багдад взяли монголы , казнив­шие халифа. До 1517г. аббасидские халифы жили в Каире. После завоевания Египта турками-османами титул халифа принял на себя турецкий султан.

    Арабская культура. Арабы усвоили знания и традиции поко­ренных народов, развили их на основе ислама и арабского языка, который стал не только общегосударственным, но и языком ли­тературы и науки.

    При Омейядах Дамаск был украшен роскошными дворцами и мечетями, наиболее знаменитой из которых стала мечеть халифа Валида (мечеть Омейядов), перестроенная в 705 г. из собора Свя­того Иоанна. Уже тогда мировую известность получили дамасские ювелирные изделия и ткани. Но более всего Дамаск прославился сталью, из которой изготовлялось оружие.

    При дворе халифов собирались ученые со всех концов спета. Их труды щедро вознаграждались правителями. Были основаны шко­лы в Багдаде, Бассоре, Бухаре, Куфе, а также обширные библио­теки в Александрии, Багдаде и Каире. Только в Испании арабы основали 14 университетов и множество школ, пять публичных библиотек.

    Благодаря арабам в европейских языках появились слова «ал­гебра», «алкоголь», «азимут», «зенит» и др. В дальних походах вое­начальники были обязаны отмечать на картах покоренные ими земли. Описания неведомых земель оставили и многие арабские ученые-путешественники. Наибольших успехов арабы достигли в медицине. В Багдаде, Испогани, Фирузабаде, Бухаре, Александ­рии и Кордове в VIII -IX вв. ими были основаны медицинские школы. К числу наиболее знаменитых медиков принадлежат Ахарун. описавший оспу, Авиценна, издавший «Канон врачебной на­уки», который на протяжении столетий являлся главным руко­водством арабских и европейских врачей. Много трудов по медицине написал Аверроэс, В математике арабы ввели употребление Шифр и десятеричную систему.

    С древнейших времен у арабов процветала поэзия. Они воспевали любовные приключения, военные подвиги. Всемирную известность получили арабские сказки «Тысяча и одна ночь».

    Причины переселения

    План.

    Великое переселение народов.

    Лекция 2.

    1. Определение понятия «великое переселение народов». Хронологические рамки.

    1.Определение понятия «великое переселение народов». Хронологические рамки. Великое переселение народов. Что это за процесс? Почему эти миграции были направлены в Западную Европу? Какова диалектика разрушительного и созидательного в исторической миссии Великого переселения? Каков этнический ландшафт варварства этой эпохи? Как в бурных волнах миграций рождались и умирали названия народов? Почему в лабиринте переселения именно германцы стали "нитью Ариадны"? Какие "ловушки" подстерегают исследователя на пути от Тевтобурга до Адрианополя? Почему не все варварские "королевства", перевернув страницу античности, вошли в средневековье? Наконец, каковы особенности престижа "варварства" в этих "королевствах"?

    Уже первое приближение к этим вопросам выявляет непродуктивность традиционного подхода к интерпретации Великого переселения народов: как перехода от античности к средневековью. Традиционный подход ограничивает возможности исследования этой переходной эпохи.

    Принято считать, что эпоху Переселений открывает появление гуннов в Северном Причерноморье и вспыхнувший вскоре (375 г.) конфликт между ними и готами "Державы Эрманариха". Результатом этого столкновения явилась массовая миграция готов на запад, а затем переселение их в 376 г. в Римскую империю. Основная слабость подобного определения "начала" переселения заключается в локальном подходе к процессу, охватившему буквально всю территорию Европы, отдельные регионы Азии и Северную Африку.

    Традиционная парадигма сводит Великое переселение лишь к миграционным процессам, разбойным набегам варваров, их вторжениям и походам. Роль экономического фактора, значение торговых контактов Барбарикума и Римской империи, юридических принципов взаимоотношений Рима и варварского племенного мира, правового статуса варваров на разных этапах Переселения и этнической эволюции самих варваров учитываются пока недостаточно. Самоочевидно, что без выделения Великого переселения в целостную историческую эпоху ход его дальнейших исследований обречен. Европейская "модель" Великого переселения народов - это не только конец античности и начало средневековья (что само собой разумеется); это прежде всего самостоятельный и достаточно продолжительный переходный этап между античностью и средневековьем.

    Системное изучение Великого переселения народов позволяет определить его как особый период исторического развития, когда на значительном историческом пространстве (уже не античность, но еще не средневековье), ограниченном конкретными хронологическими рамками (II-VII вв.) и определенной территорией (Европа, Азия, Африка), взаимодействие варварства и цивилизации достигла своей наиболее интенсивной фазы. Результатом этого взаимодействия, как следствия взаимопроникновения и взаимоуничтожения римского и варварского миров. явилось зарождение нового типа цивилизации.



    Великое переселение народов как временной "зазор" между античностью и средневековьем делится на три этапа: первый (II-IV вв.), "германский" – охватывает время от Маркоманнских войн до Адрианопольского сражения; второй (IV – V) "гуннский" - между Адрианопольским сражением и битвой на Каталаунскнх полях: третий этап (VI-VII вв.), "славянский" - связан с передвижением в Восточной;. Юго-Восточной и Центральной Европе славянских племен. Этапы Переселеня отличаются этническим составом участников Переселения, позицией мигрирующих племен, основными акцентами противостояния и взаимодействия, направлением миграций и их результатом.

    III. "Варварские королевства" в римском контексте

    Варварские "королевства" этого времени были эфемерными образованиями в составе трансформирующегося государства - Западной Римской империи. Территориальная экспансия франков, бургундов, везеготов, а также саксов, окончательно утвердившихся в Британии, ускорила трансформацию Западной империи.

    Итак, в 476 г. Западная империя прекратила свое существование. Верховным правителем Запада стал византийский император, его власть в Италии представлял командующий германскими наемниками скир Одоакр. Он раздал землю варварам-наемникам, предоставив им одну треть владений италийцев. Трансформация Западной империи и ее крушение вносили некоторые коррективы в правила поселения варваров-германцев и механизмы образования на ее территории новых "варварских королевств".

    Пока нет единого понимания природы этих рыхлых и слабо организованных политических образований. Обретение "варварскими королевствами" легитимного статуса имело уже длительную традицию. Начало "королевства" составляла политико-юридическая санкция Равенной власти варварским конунгам на определенные территории. Империя передавала им права на управление и реализацию военных функций на этой территории, оставляя сферу производства, в основном, коренным жителям. Представление земель для поселения предполагало предварительное получение варварами и определенного социального статуса федератов. Варвары, таким образом, монополизировали военное дело, что давало им некую гарантию благополучного проживания в Римской империи. Парадокс, однако, состоит в том, что местное население было также заинтересовано в соблюдении подобных правил расселения варваров. Ни о каких волнениях, связанных с появлением новых властителей, источники не сообщают. Скорее всего их просто не было. После заключения соглашений о поселении варваров на определенной территории, проживающее там население становилось жителями так называемых "варварских королевств", продолжая осознавать себя римлянами. Для варваров-германцев эти римляне выступали всего лишь в роли племен, ритуальных владельцев землей. Император, передающий права на эту землю, воспринимался ими как предводитель, глава большого союза племен - Римской империи. Сам факт участия в этом процессе императора укреплял авторитет германских конунгов, поднимая новых властителей на необходимую ступень традиционной римской системы ценностей. Местное население рассматривало варваров-германцев и как завоевателей, и как законных представителей императора. В глазах римлян эти "королевства" являлись территориально-административными единицами в составе Западной империи.

    Но по существу "варварские королевства" были разрозненными племенными объединениями, которые опирались не на территориальную организацию, а на систему межличностных и межплеменных связей. Авторитет первых "варварских королевств" основывался в значительной мере на магическом ореоле племени и на личных качествах предводителей. "Варварские королевства" не были самодостаточными образованиями. Их внутренняя слабость компенсировалась внешней экспансией. Санкционированные Западной империей Вандальское, Вестготское, Свевское и Бургундское "королевства" складывались в рамках Римской державы. Власть варваров в отдельных областях, исключая Северную Африку, не была узурпирована. Она передавалась им самой Империей. Происходило расчленение Западной империи на отдельные области. Они передавались во владение племенной элиты. При этом допускалась возможность "разделения" социальных функций самой власти. Существование подобной практики, конечно же, никоим образом не способствовало сохранению стабильности внутри Империи.

    Таким образом, с появлением гуннов в Европе племенной мир Барбарикума был втянут в новый виток переселений. Путь создания в рейнском и дунайском пограничье полосы "буферных" варварских государств был прерван. В ходе передвижений происходит деление племен с одновременной их консолидацией в полиэтничные образования - "большие" племена. Их переселение и расселение на римской земле в значительной степени Империей контролируется. В пределах трансформирующегося римского государства создаются эфемерные политические образования так называемые "варварские королевства". Варвары-мигранты окончательно утрачивают генетическую связь с Барбарикумом.