Делаем сами - Информационный портал

Делаем сами - Информационный портал

» » Как слепить вазу из глины на гончарном круге. Как изготовить изделия из глины без гончарного круга Как самому сделать кувшин из глины

Как слепить вазу из глины на гончарном круге. Как изготовить изделия из глины без гончарного круга Как самому сделать кувшин из глины

Керамические вазы, горшки, чайные наборы, подсвечники, тарелки, свистки и даже музыкальные инструменты – все это можно создавать самостоятельно.

Чтобы научиться делать керамику своими руками, главное – желание. Перед тем как стать керамистом, попробуйте слепить из глины простейшую безделушку, и вы поймете, стоит ли тратить деньги на покупку оборудования для работы. Если что-то не получилось – не беда, размочите брак и сделайте из него новую фигуру, до запекания изделие можно видоизменять бесконечно.

Из чего делают керамику и где взять материалы для работы

Керамика – это обожженная глина, которая и является главным материалом в работе керамиста. В отличие от , натуральная имеет природное происхождение, ее добывают из недр земли, не подвергая химической и другим видам обработки.

Опытные мастера в целях экономии добывают и готовят сырье самостоятельно. Этот процесс включает несколько этапов и вряд ли заслуживает внимания, если вы только начинаете свой путь и живете в городе.

Глина для изготовления керамики должна быть жирной и без вкраплений камешков и прочего мусора, иначе поделка растрескается в процессе запекания. Готовую массу хранят при определенных условия влажности.

Натуральная глина бывает разных видов :

  • Белая – наиболее распространенная, изначально имеет сероватый оттенок, а после термической обработки обретает приятный оттенок слоновой кости.
  • Красная – содержит оксид железа, придающий сырью зеленоватый тон. Основной цвет сырца – коричневый, после обжига изделия становятся красными. Хорошо поддается лепке, не крошится, идеальна для скульптур и крупных изделий.
  • Фарфоровая – серая в сыром виде и белая после запекания.
  • Голубая – чаще используется в косметологии и народной медицине.
  • Черная или темно-коричневая керамическая масса – самая твердая глина, приобретающая оттенок слоновой кости после обработки в печи.

Также глины для керамики классифицируют по температуре обработки на легкоплавкие, среднеплавкие, тугоплавкие.

Удобнее всего покупать готовую гончарную глину, ориентируясь на размер фракции, цвет после обжига при разных температурах и другие характеристики и качественные показатели. Стоимость зависит от производителя, фасовки, фактуры. Есть уже готовые массы с добавками для облечения разных задач – лепки, формовки, гончарного круга.

Помимо глины, нужны глазури и эмали для покрытия изделий, пигменты для придания сделанной своими руками керамике нужного оттенка, специальные добавки для улучшения свойств и температурной обработки.

Для склеивания деталей используют шликерную массу – своеобразный клей из разведенной глины. Если просто соединить элементы, они могут отвалиться при нагреве. Все это продается в специализированных магазинах для керамистов.

Способы изготовления керамических изделий

Существует несколько способов превращения глиняной массы в красивое керамическое изделие.

Лепка – самый доступный способ изготовления изделий из керамики своими руками в домашних условиях. Сувениры, скульптуры, посуду, игрушки или другие поделки лепят руками, словно из пластилина, помогая себе специальными стеками или подручными приспособлениями.

Гончарное дело требует наличия вращающегося круга. С помощью этого древнего ремесла и сегодня создают вазы, кувшины, горшки, тарелки, чашки.

Отминка – наиболее простой вариант изготовления керамики для начинающих. В работе используют гипсовую форму, в которую выкладывают мягкую глину, а после застывания извлекают фигурное изделие. Гипсовые формы привлекательны тем, что впитывают излишнюю влагу, помогая глиняному изделию отвердеть и просохнуть.

Литье – здесь тоже используют формы, но другого плана. Разведенную глину разливают по формам, высушивают заготовки, извлекают и раскрашивают.

Глиняная поделка обретает прочность только после обжига – обработки в гончарных печах при температуре от 900 до 1300 градусов. Готовые сувениры покрывают акриловыми красками или специальной стекловидной глазурью для керамики. В случае с глазурью требуется еще один обжиг после окрашивания.

Если хочется получить естественный оттенок, используют молочение – покрывают неокрашенную запеченную керамическую фигурку молоком в несколько слоев и еще раз запекают при более низких температурах.

Гончарная печь – виды и предпочтения

Раньше печи для обжига керамики представляли собой вырытые в земле горны и разогревались исключительно дровами. Современные гончарные печи бывают газовыми, электрическими и дровяными. Последние, как правило, изготавливаются собственноручно, они подходят для эксплуатации в частных домовладениях. В условия квартиры удобнее всего работать с электропечами, для больших объемов можно подобрать газовую.

В металлическом корпусе таких печей скрывается огнеупорный кирпич или другой материал, удерживающий тепло и не боящийся нагрева. Для отвода влаги предусмотрены вентиляционные отверстия, управление процессом обжига керамики осуществляется программным регулятором. Электрические гончарные печи – недешевое удовольствие. Цена зависит от производителя, объема, мощности.

В продаже есть модели с вертикальной и горизонтальной загрузкой и колпаковые. По типу расположения нагревательного элемента гончарные печи подразделяют на муфельные и камерные. В муфельных он находится вокруг емкости из огнеупорного материала (муфеля). В камерных нагреватель расположен внутри, что сокращает потери тепла и делает оборудование более экономичным.

Если немного постараться, можно сделать печь для обжига керамики в домашних условиях своими руками, взяв за основу огнеупорный кирпич и что-то для корпуса, например, старую стиральную машину.

Запекание – самый важный процесс, который не прощает ошибок. Иногда даже опытные мастера видят вместо ожидаемого шедевра негодный брак. Изделия никогда не достают сразу, они должны остыть в печи.

Как выбрать гончарный круг

Гончарные круги нужны для лепки круглых предметов, поэтому этот инструмент необязательно покупать сразу же. Если вы только осваиваете керамику, начинайте с лепки или отминки. Круги бывают с ручным, ножным и электрическим управлением.

Как вы думаете, чем занимались люди когда еще не было компьютеров, телевизоров, заводов и фабрик и вообще, когда еще не было электричества. Может сидели на лавочке и ничего не делали? Но ничего не делать просто не интересно. Они придумывали разные нужные вещицы для дома и думали как их смастерить своими руками. Всегда стоял вопрос о том в чем готовить. И придумали как сделать глиняный горшок, крынки, кувшины разных размеров, а позже и вазоны для цветов. Видео наглядно покажет процесс лепки из глины ребятишками в творческой мастерской.

Когда не было электричества, люди занимались различными ремеслами: вырезали по дереву, работали в кузнях и кузнецы ковали из металла разные предметы, женщины плели нити и ткани, вышивали, люди занимались гончарным ремеслом и создавали красивые глиняные кувшины, горшочки в которых готовили прекрасную здоровую и натуральную пищу из качественных продуктов.

Сейчас много разных кружков творчества существует в наше время. И все чаще возникает желание попробовать окунуться в мир ремесел. Гончарное мастерство, лепка из глины посуды привлекает так же людей. Тем более что в керамической посуде очень хорошо готовить.

Нужно отметить и такое свойство глиняной посуды, горшков, кувшинов и крынок как способность сохранять запахи. Именно по этой причине желательно иметь для каждого вида продуктов отдельный горшочек или кувшинчик: для мясных блюд, молочных, каш и картофеля. Что бы запахи не передавались.

Современная технология обработки глиняных горшков позволяет готовить в современном духовом шкафу. Для этого лучше конечно воспользоваться готовыми глиняными горшками и другой керамической посудой такой как например эта http://kuzaranda.ru . Глазурированные керамические горшки с крышкой очень удобны и можно приготовить в все что хочется от жаркого до борща.

Существуют так же и глиняные горшки для хранения овощей. В них не готовят, но именно хранят свежую зелень, помидоры, огурцы и даже грибочки. Посуда из керамики легко моется и прекрасно вписывается в стилизованный интерьер.

Как сделать глиняный горшок

Лучше всего отправиться в гончарную мастерскую, потому что там есть все что нужно. Материал – глина. Гончарный круг раскручивается и предварительно смочив руки в воде, именно руками формируется предмет. Руки при этом обязательно должны быть мокрыми. Затем, получившийся глиняный горшочек сушат. Затем его вытирают тщательно тряпкой – это называется «обтравка» и отправляют в специальную печь для обжига. После того как горшочек будет готов, его покрывают специальной глазурью. При создании гончарных изделий очень важно выдерживать правильную температуру, которая различна для разных видов глиняных изделий.

Сейчас вряд ли кто-то делает посуду в домашних условиях, а вот для детского творчества лепка из глины очень полезна. Посуду и предметы интерьера такие как вазы, вазоны для цветов, горшки для хранения и приготовления пищи делают в специальных мастерских.

Давайте посмотрим видео о том как создавалась в старину керамическая посуда, как она лепилась и из чего она состояла. Детское глиняное творчество может быть весьма увлекательным. Глина, вода и гончарный круг в мастерской и масса положительных эмоций у ребятишек!

Мастер класс Марины Давидович.



Лето! Буйство красок, ароматов, звуков, много солнца и тепла! И хочется запечатлеть его, оставить на память. Мы вдохнем лето в интерьер с помощью глиняного кувшина и техники декупаж.

Материалы:
изделие из обожженной глины;
жирное молоко;
универсальный акриловый грунт;
акриловые краски;
клей-лак для декупажа;
лаки для двухшагового кракелюра на водной основе;

Акриловый лак на водной основе;
салфетка с мотивом. Инструменты:
кисти, спонжи;
шлифовальная губка.

Как сделать декупаж глиняного кувшина.

Поскольку мы будем делать кувшин для хранения пищевых продуктов, то внутреннюю поверхность нужно подготовить. Делаем молочение. Наполняем сосуд жирным молоком, оставляем минут на 20 - на внутренней поверхности образуется жировая пленка. Сливаем молоко. Делаем это очень аккуратно! Молоко не должно попадать на наружную часть изделия. Ставим сосуд на горлышко в духовку, нагретую до 180 градусов, на 20-30 минут - образуется защитная пленка, благодаря которой сосуд можно наполнять жидкими и сухими продуктами, мыть.


Остывший кувшин грунтуем спонжем. Если нужно - в два слоя. Каждый слой хорошо сушим. Наносим мокрым спонжем слой фоновой краски. Хорошо сушим. Слегка подтираем шлифгубкой по кругу.


Приклеиваем мотив, отделяя его от нижних слоев. Кувшин выпуклый, поэтому лучше выбирать рисунки, которые можно разделить на части. Я использовала клей-лак: меньше морщин и после высыхания можно слегка отшлифовать неровности.


Краской, близкой по цвету к фону, с помощью кисти для трафаретов дорабатываем рисунок, сглаживая переходы. Сушим, покрываем несколькими слоями акрилового лака, хорошо просушивая каждый слой. Выравниваем поверхность шлифгубкой.

IRK.ru запускает новый проект, посвященный интересным и редким профессиям и увлечениям. Здесь мы расскажем о таких профессиях или хобби, как, например, кузнец, реставратор, часовых дел мастер или ювелир, а также многих других.

Первым участником нашего проекта стал гончар . Гончары и горшечники появились еще до нашей эры. Эти мастера занимались обработкой глины и превращали ее в посуду и другие изделия домашнего обихода.

Глиняные изделия тогда были необходимым элементом быта у многих народов. Сейчас это уже не столько ремесло, сколько целое искусство. Ведь из глины можно создать как обычные горшки для цветов, так и всевозможные предметы интерьера.

Процесс создания гончарных изделий довольно сложен и состоит из нескольких этапов. Сначала глину нужно подготовить . Ее измельчают, расплющивают, добавляя понемногу воды для размягчения, собирают в круглый ком и вновь разминают. В итоге в глине не должно остаться твердых комков.

Теперь с материалом можно работать дальше. На гончарный круг кладут кусок глины и крепко обжимают его руками со всех сторон.


При этом положение будущего изделия нужно отцентрировать . Если мастер чувствует, что его руки неравномерно ходят по кругу, трясутся, значит, глина находится не в центре круга, и изделие не получится.


После начинается формовка . Постепенно гончар выравнивает глиняную массу, придает ей форму цилиндра.



Затем он может заузить ее к верху или же в других местах, а в каких-то наоборот расширить - в зависимости от того, что мастер хочет получить в итоге.

Если цилиндр получился ровный, то дальнейшее его вытягивание и формирование в горшечную форму будет несложным - из цилиндра можно создать любую форму .



Бывает, что изделие просто разрушается во время работы. Этому могут быть разные причины. Часто такое случается, если глина оказалась слишком жидкая. Тогда ее необходимо еще подсушить и начать все заново .


Когда мастер добился желаемых очертаний, он удаляет лишнюю глину с помощьюструны или проволоки , также изделие выравнивается с помощью ножа или деревянных лопаточек.


Для украшения готовых изделий применяется несколько методов. Это тиснение (вдавливание частей предметов), гравировка (нанесение рисунков заостренными палочками), глазурование (покрытие глазурью).




Из глины можно создать, например, вот такие горшки, покрытые глазурью и дополненные объемными фантазийными элементами, а также вазы и поделки, к примеру, для оформления аквариумов.


Глину можно приобрести готовую или в виде порошка, в специальных магазинах или в художественных салонах. Но в крайнем случае ее можно сделать самому, а проще сказать накопать у себя в огороде или в карьере. Но обычно она содержит всякие ненужные примеси, от которых ее и нужно очистить.

Ложим глину в таз и заливаем водой. Когда глина превратилась в жижу, ложим ее в капроновые колготки и процеживаем в другой таз.

Подождите пока глина загустеет, не забывайте ее мешать.

Ложим глину на гипсовую плиту. Когда одна сторона глины высохнет, перекладываем ее на другую. Но если гипса у вас нет, выложите глину на клеенку и оставьте сохнуть на солнце. После загустения глины, с нее выжимаем воздух и ложим в целлофановый пакет.

Для лепки глину достаем и храним под влажным полотенцем.

Глину лепим также как и пластилин, только плохо в ней, что отдельные детали плохо лепятся друг с другом. Для этого делают так называемый шликер-это глина в виде жижеобразной массы. Для соединения деталей его просто наносят на него кисточкой.

Создание вазы из глины своими руками — удивительно приятное занятие. Следуя несложной инструкции, можно с первой попытки получить отличный результат, вызывающий заслуженную гордость.

Особенности разных видов глины

Первая часть работы — выбор подходящего материала. То есть одной из разновидностей гончарной глины для лепки. Вариации этого сырья в магазине отличаются друг от друга цветом, температурой обжига, размером фракций, наличием добавок.

Часто можно увидеть в описании такой пункт, как «содержание шамота». Шамот - это обожженная, а затем мелко измельченная глина. Добавленная в гончарное сырье она служит для повышения его прочностных характеристик. То есть ваза из шамотной глины получится более надежной и долговечной.

Что понадобится для работы

Хорошего мастера видно еще до того, как он начинает работать; по его инструментам. Они тщательно и с умом подобраны, разложены так, чтобы ими было удобно пользоваться. Для лепки ваз из глины список необходимого выглядит следующим образом:

  • гончарный круг;
  • емкость с водой;
  • губка для сбора лишней жидкости;
  • специальный стек;
  • леска или прочная нитка для срезания готового изделия с гончарного круга.

Кстати окажется и сухое полотенце или тряпка.

Выбор формы — какие вазы бывают

Перед началом изготовления вазы из глины можно изучить существующие примеры. Греческие амфоры и диносы, простые русские крынки и кувшины, изящные многоцветные китайские образцы - все они могут послужить источником вдохновения.

Впрочем, необязательно заранее продумывать форму. Импровизация в процессе работы - тоже очень интересный и перспективный путь. Таким образом получаются действительно уникальные, неповторимые изделия.

Приступаем к работе: пошаговая инструкция по изготовлению вазы на гончарном круге.

Как слепить вазу из глины

На этом пути есть несколько основных этапов:

  • Подготовка глины

Рабочее сырье необходимо тщательно промять, чтобы оно получилось однородным, без пузырей воздуха внутри. При необходимости - добавить воды, если глина слишком сухая. Работа с материалом на этом этапе напоминает замес теста. В итоге должен получится аккуратный плотный.

Важно! Для высоких форм, к числу которых относится и ваза, используйте более плотную глину. При подготовке рабочего сырья не добавляйте много воды, чтобы оно не оказалось слишком жидким.

  • Центрирование глины на гончарном круге

Разместите на гончарном круге получившийся глиняный колобок по центру и запустите механизм на максимальной скорости. Затем смочите заготовку, руки и займитесь выравниванием массы.

Для этого правую руку расположите так, чтобы ладонь, перпендикулярная гончарному кругу, касалась глины. Пальцами левой сначала придавите заготовку сверху, чтобы ее расплющить. Затем, переместив нажим в нижнюю часть глиняного куска, поднимите его вверх.

Расплющивать и снова поднимать рабочую массу необходимо до тех пор, пока она не окажется ровно по центру диска. Начинающему гончару потребуется для этого примерно 5 минут, мастер, конечно, справится быстрее.

  • Формирование дна

Обычно в первый раз до этого этапа до конца непонятно,как можно сделать из этой глины вазу. Многим кажется, что у них ничего не получится — сложно представить, как из лежащего перед вами комочка-заготовки создать оформленное изделие.

Но как раз сейчас, на данном моменте работы, приходит время чуду. Вы начинаете формировать очертания будущего сосуда. И это оказывается не так уж и сложно!

Пальцами сделайте выемку, двигаясь от верхней части глиняной массы внутрь, к низу. До поверхности гончарного круга отверстие доводить, конечно, не надо. Действовать рекомендуется большим пальцем одной руки и указательным другой, соединив их вместе.

После этого скорость гончарного круга снижают, а получившуюся в заготовке выемку расширяют, изнутри плавно надавив на ее стенки. Этот этап лепки вазы из глины называется разогнать дно.

Важно! В процессе дальнейшей работы нужно будет время от времени убирать скопившуюся на донышке жидкость, чтобы оно не размокло и не деформировалось. Для этого используют губку.

  • Работа с формой: основные приемы

Последующие действия зависят от того, какую форму изделия вы хотите получить в результате. Здесь мы приведем несколько базовых действий, являющихся ответом на вопрос,как делают вазу из глины:

  • Вытягивание сосуда вверх

Для этого расположите праву руку перпендикулярно диску так, чтобы ее пальцы касались внешней стенки будущего сосуда. А пальцами левой слегка надавите на внутреннюю поверхность выемки немного под углом, снизу вверх. Плавно ведите движение до края заготовки.

  • Формирование изгиба

Расположите руки так же, как и для вытягивание формы вверх. Однако на этот раз не доводите движение до края, завершив его раньше. Таким образом у вас получится сосуд, который сначала плавно расширяется, но затем, к горлышку, опять сужается.

  • Выравнивание внешней поверхности вазы

Когда пальцами лепят из глины вазу, на ее поверхности остаются неровности, она выглядит грубовато. Некоторым нравится такая текстура, однако, если вы хотите добиться гладкой формы, воспользуйтесь стеком. Медленно по вертикали проведите им от низа изделия до его верха.

Все перечисленные приемы лепки вазы из глины станут понятны интуитивно, когда вы приступите к делу. Для вас не составит проблем их комбинировать, и даже сходу пробовать что-то еще — глина словно сама подсказывает, что с ней делать.

Важно! Чтобы движения в процессе работы были более точными, нужно, чтобы у ваших рук была опора. Например, можно положить локти на колени.

  • Отделение вазы от гончарного круга

Закончив процесс лепки, остановите гончарный круг и леской или жесткой нитью срежьте получившееся изделие с диска. Раньше для этого использовали конский волос, но современный мир диктует свои условия.

Чистыми сухими руками снимите готовую вазу с круга.

  • Обжиг

Завершающий этап производится в специальной печи. Нагревайте глиняную посуду постепенно, повышая температуру примерно на 100С в час. Максимальное значение, до которого нужно довести процесс, обычно указывается на упаковке глины. Ориентировочно этот показатель составляет 950С.

После 8 часов обжига при максимальной температуре, ее значение нужно начать так же плавно снижать, до тех пор, пока оно не достигнет 40С. После этого изделие можно извлечь.

Хотя керамическая посуда эстетично выглядит и без обработки, можно дополнительно декорировать ее при помощи росписи или глазурования. Не забудьте, что после этого изделие необходимо обжечь повторно.

Оригинальное и красивое украшение для дома готово! Если вам кажется, что вам нужно больше опыта и практики, значит неприменно нужно отправляться на обучение, а гончарная школа Колокол проводит курсы и мастер-классы по гончарному делу для керамистов разного уровня подготовки.