Делаем сами - Информационный портал

Делаем сами - Информационный портал

» » Михаил александрович ульянов. Семейные тайны михаила ульянова Что артист ульянов скрывал всю жизнь

Михаил александрович ульянов. Семейные тайны михаила ульянова Что артист ульянов скрывал всю жизнь

Михаил Александрович Ульянов является символом советской эпохи. Он прославился с конца 50-х годов и до конца своего жизненного пути нёс бремя славы. Артист создал большое количество разнообразных ролей, ставших культовыми. Ему удавалось сыграть руководителей советского государства, образы средневековой Европы, маршала СССР Георгия Жукова, а в 90-е он играл бандитов. Играл так достоверно, что хотелось ему верить. В особенности он прославился своей ролью Жукова, после которой самого артиста стали отождествлять с великим маршалом Победы.

Возглавив театр имени Вахтангова, Михаил Ульянов стал тем руководителем, который способствовал величию своего театра. О нём вспоминают спустя вот уже 10 лет после смерти и коллеги, и почитатели его таланта.

В быту великий актёр был мягким и нежным. Он делал всё для своей жены Аллочки, дочки Елены и внучки Елизаветы, считая, что если они будут счастливы, то счастлив будет и он.

Рост, вес, возраст. Годы жизни Михаила Ульянова

Популярный актёр Михаил Ульянов поражал всех своей харизмой и талантом. Внешне он был сильным, стойким, мужественным. Но характер имел мягкий. Вес популярного артиста был равен 93 кг при росте в 181 см.

Играл с такой отдачей, что ему хотелось верить. Доподлинно известно, какой рост, вес, возраст. Годы жизни Михаила Ульянова доподлинно известны – ему на момент смерти исполнилось 79 лет. Его соотносили с историей всей страны. Его отождествляли многие с великим маршалом Советского Союза – Георгия Константиновича Жукова, которого он сыграл во многих кинофильмах, в том числе «Освобождение», «Битва за Москву» и других.

Михаил Ульянов очень сильно курил, но в конце жизни бросил и стал вести здоровый образ жизни. Он занимался гимнастикой и бегал по 2 км каждый день.

Биография Михаила Ульянова

Михаил Ульянов появился на свет в селе Бергамак, что расположено в далёкой сибирской глубинке, в 1927 году. С 3-летнего возраста проживал в маленьком городке – Тара. В детские годы Михаил ничем не отличался от множества советских мальчишек. В школе учился не очень хорошо. В 15-летнем возрасте побывал на одном из спектаклей тобольского театра. После этого юноша решил, что он свяжет свою жизнь с актёрской карьерой.

Окончив школу, поступает в Омское театральное училище. После этого биография Михаила Ульянова стала развиваться в Москве, куда приехал будущий великий актёр. Он стал учиться в студии при Театре им. Вахтангова, а уже с 1950 года он начинает в этом театре работать. Блестяще сыграл актёр в постановках «Город на заре», «Варшавская история», «Антоний и Клеопатра», «Ричард III» и других, которых за 60 лет творческой деятельности было множество.

Фильмография: фильмы с участием Михаила Ульянова в главной роли

Блестяще Михаил Ульянов играл и в кино. С 1953 года он сыграл около 70 ролей. Фильмография актёра состоит из разноплановых ролей – от маршалов и руководителей до трусов и стукачей. Многие телезрители любят кинокартины, в которых с блеском играл популярный артист: «Егор Булычев и другие», «Добровольцы», «Председатель», «Ворошиловский стрелок», «Освобождение» и многие другие.

В 2005 году актёр сильно заболел, его госпитализировали в экстренном порядке и провели 2 операции на желудке. Наблюдалось прогрессирование болезни Паркинсона. В середине 2006 года у популярного артиста диагностировали онкологию. В конце марта 2007 года Михаил Ульянов умер и похоронен с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище в Москве.

Личная жизнь Михаила Ульянова

Актёр с такой отдачей играл в кинофильмах, что многие поклонники были убеждены, что он лавелас. Они считали, что нельзя так достоверно сыграть роль, если не быть влюблённым в тех актрис, с которыми играл. Но сам Михаил Ульянов рассказывал только о первой своей любви, актрисе Нине Нехлопоченко, напрочь отрицая остальные слухи о своей любви.

Михаил познакомился с Ниночкой, когда учился на 3 курсе. Она же училась на курс ниже. Но если он любил незабвенно, то она только позволяла себя любить. А потом Нехлопоченко влюбилась в оркестранта Бориса и оставила Михаила, который очень тяжело переживал их разрыв.

Личная жизнь Михаила Ульянова непосредственно связана с судьбой Аллы Парфаньяк, которая стала его женой и, по его выражению, настоящим ангелом-хранителем. Они так любили друг друга, что супруга знаменитого актёра не смогла пережить смерть мужа. Она умерла всего через два месяца после ухода супруга, что стало неожиданностью для всех.

Семья Михаила Ульянова

Долгое время семья Михаила Ульянова ютилась в маленькой комнатушке. Места было так мало, что стол ставили в ванной комнате, а на ванну клали гладильную доску. Актёр очень был рад, что у него есть жена – Алла Парфаньяк и дочь — Елена, которых он любил очень сильно.

Михаил Ульянов очень сильно любил внучку Елизавету, которая была названа в честь матери великого актёра. В юном возрасте ей поставили диагноз – порок сердца. Дедушка добился, чтобы Елизавет прооперировали в Германии. За 3 недели до смерти Михаила Ульянова его внучка подарила ему правнуков, которых назвали Игорем и Анастасией.

У актёра был брат Николай, с которым у него была дружба с юных лет. Но в 1981 году брат умер.

Дети Михаила Ульянова

У великого артиста есть единственная дочь Елена, которую он очень сильно любил.

Живущие рядом дети Михаила Ульянова очень любили. Они считали его кем-то вроде Дедушки Мороза, весёлого, шутливого, рассказывающего сказочные истории.

Своими детьми Михаил Александрович считал и стихи собственного сочинения, которые были посвящены его жене. Считал своим сыном и своего пасынка Колю, который был сыном Николая Крючкова. Популярный артист проводил с ним многочасовые беседы, которые молодой человек встречал в штыки. Спустя некоторое время Николай эмигрировал в Германию, где был своеобразным диссидентом, за что вскоре попал в одну из психиатрических больниц, а затем был выслан за пределы страны.

Дочь Михаила Ульянова – Елена Ульянова

Рождение дочери Михаил Александрович встретил с большой радостью. В 1959 году она появилась на свет. Популярный артист рассказывал Елене сказки, им сочинённые рассказики. Он считал, что дети должны быть всесторонне заняты, поэтому девочка с юных лет посещала кружки, в которых занималась танцами, драматическим и изобразительным искусствами, экологией. Кроме того, Елена отлично училась в школе, считая, что это первая ступенька на пути в будущую жизнь.

После школы дочь Михаила Ульянова – Елена Ульянова хотела пойти по стопам своих знаменитых родителей, но тут сам популярный артист этому воспрепятствовал. Он оказал влияние на выбор девушка. Она получила образование в сфере художественно-графической, в течение 10 лет работала в «Аргументах и фактах». В данный момент она возглавляет фонд имени Михаила Ульянова, который оказывает помощь советским кино- и театральным артистам.

У неё есть дочь Елизавета и двое правнуков.

Жена Михаила Ульянова – Алла Парфаньяк

В популярную актрису Аллочку Парфаньяк были влюблены все мужчины-актёры советского кино. В конце концов она вышла замуж за одного из секс-символов 50-60 гг ХХ века Николая Крючкова. Вскоре появился на свет сын, названный в честь отца Николаем. Но Алла была натурой увлекающейся. Она изменяла мужу, о чём доброжелатели доносили Крючкову, но он считал это слухами и никак на это не реагировал. В число её поклонников в разные годы входили Леонид Утёсов, Александр Вертинский, Алексей Арбузов, а также Марк Бернес. Когда за популярной артисткой стал ухаживать Михаил Ульянов, то она потеряла голову от любви и, забрав сына Колю, ушла от Крючкова. Вскоре после развода с последним Алла стала женой Ульянова.

Супруги любили друг друга до последних дней жизни. В 2005 году они отпраздновали золотую свадьбу. После смерти супруга жена Михаила Ульянова – Алла Парфаньяк всего спустя 2 месяца впала в кому, в результате инсульта, а затем умерла. Она похоронена рядом с мужем на Новодевичьем кладбище столицы Российской Федерации.

Фото Михаила Ульянова до и после пластики

Михаил Ульянов был неимоверно пластичен, что замечено всеми почитателями его таланта. Многие телезрители отмечали, что великий актёр очень похож на великого маршала Победы Георгия Жукова.

В конце 90-х годов даже появился слух, что актёр так похож из-за того, что сделал пластическую операцию, подкорректировав лицевые черты. Именно по этой причине, как утверждают средства массовой информации, он так похож на Жукова. Некоторые издательства даже разместили два фото Михаила Ульянова до и после пластики. На первом снимке можно увидеть снимок молодого актёра, сделанный сразу после Великой Отечественной войны. На втором фотография представляет Михаила Ульянова в роли Жукова из телесериала «Освобождение».

Сам артист уверял, что никогда не корректировал свой внешний вид. А изменялся так только благодаря услугам профессионального гримёра.

Википедия Михаила Ульянова

Википедия является самым популярным ресурсом, на страничке которого можно найти информацию обо всех знаменитых людях мировой цивилизации.

Википедия Михаила Ульянова наполнена разнообразными фактами, начиная с юношеских лет актёра. Здесь можно прочитать, как появился знаменитый голос популярного артиста. В годы обучения в Омском театральном училище актёр подрабатывал на теле-радио диктором. Он, репетируя дома, так кричал, что сорвал себе голос, но в результате появился неповторимый тембр Михаила Ульянова.

В Википедии буквально по годам прослеживается жизненный и творческий путь великого артиста, представлен самый полный список работ в театре и кино. Кроме того, здесь можно познакомиться с отзывами почитателей таланта Ульянова, его коллег и критиков.

Если бы Михаил Ульянов появился на свет в сибирском поселке Бергамак годом раньше, неизвестно, как повернулась бы его судьба. По страшной военной статистике, ребята 1922-1926 годов рождения были уничтожены войной почти подчистую. В 10 классе будущий актер получил повестку в военкомат. Но вышедший к мальчишкам офицер сказал: «Езжайте по домам, ваш 1927 год решили пока не призывать». Сын председателя колхоза и домохозяйки Ульянов пережил настоящее потрясение, побывав на спектакле Тобольского театра. Поэтому, когда эвакуированные актеры Львовского театра имени Заньковецкой организовали в Таре драматический кружок, юный Миша стал там самым прилежным и талантливым учеником. В конце концов режиссер театра Евгений Просветов посоветовал Ульянову поступать в Омский театральный институт.

Известность пришла к Уль-янову благодаря кино. На счету Михаила Александровича более 70 ролей, среди которых «Дом, в котором я живу», «Добровольцы», «Простая история», «Председатель», «Бра-тья Ка-рамазовы», «Бег», «Тема», «Част-ная жизнь», «Мас-тер и Мар-гарита», «Сочинение ко Дню Победы», «Во-роши-ловский стрелок», «Анти-киллер», «Охота на изю-б-ря». Но сердце его принад-лежало Театру имени Вах-тангова, куда он пришел после окончания первого послевоенного курса в Театральном училище имени Щукина да так и остался.

На вахтанговской сцене Ульянов сыграл Бригеллу в «Принцессе Турандот», Серегина в «Иркутс-кой истории», Сталина в «Уроках мастера», Марка Антония в «Антонии и Клеопатре», Цезаря в «Мартовских идах» и Ричарда III. Последние 20 лет Михаил Алек-сан-д-ро-вич являлся художественным руководителем театра.

Ульянов был однолюбом и в личной жизни. Несмотря на при-писываемые ему романы с красавицами-партнершами - в том числе с блистательной Юлией Борисовой, - у него была только одна женщина - актриса Алла Парфаньяк. В 2004 году Михаил Александрович и Алла Петровна отпраздновали золотую свадьбу. Секретом их семейного долголетия сам Ульянов считал «огромную любовь, которая с годами не угасает, а усиливается».

Так же беззаветно, как жену, Михаил Александрович любил дочь, за которой в дождь ехал в детский садик с резиновыми сапогами, чтобы она, не дай Бог, не промочила ноги, и внучку, с которой играл во все ее детские игры и даже шил платья ее куклам.

Михаил Ульянов умер весной 2007 года, не дожив до 80-летия. За три недели до кончины у актера родились правнуки - двойняшки Игорь и Анастасия. Считается, что человек, дождавшийся правнуков, попадает сразу в рай. Близкие артиста уверены, что сейчас он находится именно там...

Об отце рассказывает дочь Михаила Александровича художник и журналистка Елена Ульянова.

«НА РОЛЬ МАРШАЛА ЖУКОВА ОТЦА БЛАГОСЛОВИЛИ ДОЧЕРИ ГЕОРГИЯ КОНСТАНТИНОВИЧА»

Елена Михайловна, сейчас, когда вашего отца не стало, маршала Жукова играют разные актеры, но родственники Георгия Константиновича недовольны и в один голос твердят: «Это не он!». А вот к трактовке образа, которую пред-ложил Михаил Александрович, сыгравший Жукова в двух десятках фильмов, похоже, ни у кого претензий не возникало?

Когда отцу первый раз предложили сыграть Жукова, ему очень важно было с маршалом встретиться. Но оказалось, что это не так просто. Вроде бы Жуков не возражал, но каждый раз что-то не складывалось - будто злой рок мешал. Или кто-то из них заболевал, или еще что-то происходило. А в последний раз, когда папа собирался в гости к Жукову, тот умер. И отца на эту роль благословили дочери Георгия Константиновича. Я с ними, к сожалению, не знакома, но папа общался. Он много читал о маршале Победы - наша библиотека была забита книгами о войне.

Отец вообще очень серьезно относился к каждой своей роли. Он ничего не умел делать вполсилы: дескать, как сыграю, так и будет. Когда папы не стало, я нашла на антресолях тетрадки, связанные веревочкой, - это были его дневники. Я даже не знала о том, что он их ведет.

Это был не банальный пересказ жизненных событий о том, что «Саша любит Машу, а Маша любит Петю», а рассуждения о творчестве и жизни. Он анализировал спектакли, в которых играл, и фильмы, в которых снимался: «Председатель», «Бег», «Братья Карамазовы». Выбрав самое интересное, я выпустила книжку.

Михаил Александрович всю жизнь проработал в одном театре, что, учитывая специфику театральных коллективов, очень и очень непросто. Как это ему удалось?

Конечно, во все подробности его театрального существования я не посвящена, но многое знаю по разговорам дома, по рассказам актеров Владимира Этуша и Юрия Яковлева. Прискорбно, но факт: театральная жизнь тяжела - в ней слишком много зависти, злобы и негатива.

Не хочу сказать, что отец был выше этих чувств и эмоций, но он умел им не поддаваться. В отличие от других актеров никогда не поддерживал интриг, более того, ненавидел их.

Многие актрисы, которые выросли при Ульянове (например, Маша Аронова, Марина Есипенко), рассказывают, что он держал их на ладошке, как птенцов: оберегал от театрального негатива, не давал упасть, помогал «опериться», чтобы потом сказать: «А теперь, деточка, лети!». Сегодня в театре работает целое поколение замечательных актеров (среди них - Сережа Маковецкий и Максим Суханов), которое, по большому счету, вырастил папа, будучи художественным руководителем театра. Они вспоминают о нем с благодарностью, потому что таких, как отец, больше нет.

- Насколько я знаю, не менее уважительно он относился и к театральным старикам?

В 90-х годах все театры очень нуждались, и Вахтанговский не был исключением: очень хорошие актеры получали мизерные зарплаты. Я внушала отцу, что нужно как-то зарабатывать, переведя театр на контрактную систему. Но, даже сделав это, он не сократил ни одного пожилого актера, хотя ему со всех сторон внушали, что это нужно сделать в первую очередь: дескать, они уже не играют...

Папа очень любил театральных стариков. Будучи председателем Союза театральных деятелей, он первым делом вышиб для ветеранов приличные пособия, спасая их от ужаса тех времен - голода, нищеты, убогости. Сейчас мой благотворительный фонд «Народный артист СССР» продолжает дело, начатое моим отцом, - я пытаюсь помочь старикам-актерам, которые работали с Ульяновым. Тем, кого уже нет, ставлю памятники.

- Благородно!

Это громко сказано. Просто я хочу чувствовать связь с папой, изо всех сил за него цепляюсь.

«МЫ С АНТОШЕЙ ТАБАКОВЫМ НАБИРАЛИ ПО БАГАЖНИКУ ПРОДУКТОВ И ОТВОЗИЛИ ДОМОЙ - У НАС ЭТО НАЗЫВАЛОСЬ «КОРМИТЬ СЕМЬЮ»

- Вы очень похожи на Михаила Александровича - признайтесь, были папиной дочкой?

Стопроцентно! Когда я была совсем маленькой, отец просто любил меня - слепо и, безусловно, когда подросла, все делал для того, чтобы вырастить из меня личность - серьезную, самодостаточную. И когда в результате эта личность выросла, он уже не только любил, но и уважал меня. К тому же со временем мы с ним поменялись местами - он стал стареньким и слабым, а я - сильной. Уже не он тащил меня на себе, а я его.

- Правда, что в последние годы вы даже решали все его финансовые вопросы?

Папа был человеком непрактичным и отстаивать свои интересы не умел категорически.

Когда режиссер Валера Ахадов предложил отцу сыграть в его фильме «Подмосковная элегия», я поначалу не вмешивалась - все-таки я не специалист в этих делах. Но когда жизнь стучит тебе по голове, ты очень быстро всему учишься: увидев, что съемочный день папы оценен в 100 (!) долларов, я поняла, что нужно что-то делать, - времена были уже совсем другие, даже средние актеры получали гораздо больше. «Пап, - спросила я его, - это что?! Ты же народный артист СССР, Герой Соцтруда, твое имя стоит очень дорого». На что он беспомощно ответил: «Я не умею торговаться...».

В русской бане, 1980 год

Тогда я позвала своего друга, бывшего директора Киностудии имени Горького, мы пошли к продюсеру, постучали кулаком по столу, хотя я не умею этого делать. Нам удалось выбить Ульянову ставку в тысячу долларов за съемочный день, хотя, наверное, она могла бы быть и больше - для нынешних актеров это не такие уж и большие суммы.

Отец никогда в жизни не гонялся за деньгами - материальная сторона была для него далеко не на первом месте в жизни. И добытчиком в общепринятом смысле он не был. Очень хорошо помню, как в 90-е годы я в магазине в соседнем переулке выстаивала огромные очереди за ливерной колбасой. В то время это была норма, как и то, что мы ели сосиски из туалетной бумаги, а мама готовила на три-четыре дня кастрюлю постного борща, потому что мяса не было. А еще мы с моим хорошим приятелем, ушлым человеком Антошей Табаковым, сыном Олега Павловича Табакова,

перед праздниками садились на свои «жигули» (у него была «восьмерка», у меня - «девятка») и объезжали все кафе и рестораны, где работали какие-то наши знакомые директора, набирали по багажнику продуктов и отвозили домой. У нас это называлось «кормить семью».

- Вы ведь отцу и роли помогали учить?

Он любил это делать в машине, по дороге на дачу: я подавала ему реплики, он на них отвечал. «Ричарда III» до сих пор помню наизусть.

- Как ваш отец отнесся к тому, что произошло с людьми и страной в 90-е годы?

Он чудовищно тяжело все это переживал, и самой большой его болью была моя дочь Лиза. Ей тогда было 15-16 - самый тяжелый подростковый возраст. Как раз в это время Станислав Сергеевич Говорухин снял «Ворошиловского стрелка», в котором отец сыграл самого себя. Хотя он там и не играл - про-сто жил. Папа ужас-но боялся, что с Лизой может произойти то же, что и с внучкой его героя. В этом фильме он показывал, как это страшно, когда надругались над близким тебе человеком, а ты ничего не можешь сделать. Он тоже ничего не смог бы, несмотря на то, что был Михаилом Ульяновым и народным артистом Советского Союза. Бог нас миловал, с Лизой ничего не случилось, но я помню, как отец не спал ночами и звонил по 10 раз на дню: «Где Лиза?! Куда она пошла?! Она еще не при-шла?!».

«КОГДА ПАПА ПОЗНАКОМИЛСЯ С МАМОЙ, ОН БЫЛ ОБОРВАНЦЕМ - ТАКОГО ПОНЯТИЯ, КАК БОМЖ, ТОГДА НЕ СУЩЕСТВОВАЛО»

- Ваш папа отбил вашу маму, красавицу-актрису Аллу Парфаньяк, - страшно сказать! - у самого Николая Крючкова!

Многие истории из жизни нашей семьи я знаю не от родителей, а от Галины Львовны Коноваловой - актрисы, а впоследствии завтруппой Театра имени Вахтангова. Сейчас ей 96 лет, а когда-то она выносила меня из роддома и всю жизнь была подругой мамы и папы. Моя мама была очень красивой женщиной, за ней ухаживали Вертинский, Утесов, Бернес. Первый раз она была замужем за знаменитым Николаем Крючковым, с которым снималась в фильме «Небесный тихоход», но ее женская судьба с ним не сложилась.

Когда папа познакомился с мамой, он был, как бы это помягче сказать, оборванцем - такого понятия, как бомж, тогда не существовало. «Кто я был для нее? - писал потом папа в своих воспоминаниях. - Сибирский малообразованный мужичок, у которого не было ни кола ни двора?». Но мама его заметила и, как говорится, положила на него глаз.

Галина Львовна вспоминала, как однажды, когда они стояли в холле театра, мама, показав на папу, вдруг спросила ее: «Как тебе этот актер?». Тетя Галя пожала плечами: «Да никак, актер и актер». И вдруг услышала: «А это почти мой муж!». Тетя Галя, конечно, обалдела, но в 59-м году они сыграли свадьбу, а вскоре родилась я.

- Уйти от звезды советского кино к никому тогда еще не известному актеру - это поступок!

Мама была человеком решительным, с серьезным женским характером. Если она говорила: «Да!», это значило «да», если говорила: «Нет!», значило «нет». Никаких полутонов и подтекстов в ее словах не существовало.

Зато папа был в крайней степени мягким. Мама в шутку называла его человеком «четырех «н»: нет, нельзя, неудобно, неприлично. Это были главные слова, которыми Михаил Ульянов руководствовался в жизни. На сцене он мог играть суровых маршалов и императоров, а в жизни был абсолютно безотказным.

- Ваши родители прожили вместе более 50 лет. Это были счастливые годы?

Конечно. Хотя они, как все, - и ссорились, и мирились. Когда-то давно мама ради папы бросила свою актерскую карьеру: она понимала, что в семье может быть только один состоявшийся актер. А отец каждый год на мамин день рождения обязательно посвящал ей стихи. Он не был поэтом, и каждая строчка давалась ему не-просто - сочинял их по ночам и очень мучился.

В последние годы жизни он сильно болел, а мама была уже очень старенькой, она ведь на несколько лет его старше. Папа постоянно ложился в больницу. И как только это происходило, моя слабенькая и немощная мама собирала себя в кулак, заказывала в театре машину и ехала к нему. А ведь к тому времени она вообще на улицу уже не выходила - ей просто не хватало на это сил.

У отца была болезнь Паркинсона, а таким больным нельзя лежать - это верная смерть, ему нужно было много ходить. У меня до сих пор стоит перед глазами эта картина: маленькая, сухонькая мама держит папу под руку и, приговаривая: «Миша, и - раз, и - раз!», тащит его по больничным коридорам... Формально она пережила мужа на полтора года, на самом деле - на два месяца. После тяжелейшего инсульта, который сразил ее вскоре после его смерти, она так и не пришла в сознание и вскоре умерла.

- Вы успели попрощаться с отцом?

К счастью, да. Я же постоянно ездила к нему в больницу, для меня в тот момент это было самым главным в жизни. А потом произошла очень странная история... С утра я вдруг неожиданно для себя решила: «Поеду к папе!». Хотя папа к тому времени уже был без сознания и необходимости в этом не было. Тут же позвонила моя дочь Лиза: «Что ты сегодня собираешься делать?». - «Да вот, - говорю, - к деду собираюсь». - «Я с тобой». Лиза заехала за мной, мы с ней пришли к нему в реанимацию, постояли около него. И я вдруг поняла: «А ведь он уходит...». Так вдруг стало страшно и жутко! Попрощались мы с ним и уехали. А через полчаса мне позвонила реаниматолог и сказала, что отец ушел.

- Всегда хочется верить, что любимые люди не уходят от нас насовсем. Папа помогает вам?

Не то слово! Каждый мой жест, каждое мое движение, каждое мое дело как будто продиктовано отцом. Сегодня разговаривала с журналистом, который спросил: «Почему вы занимаетесь памятниками?». - «Понимаете, - говорю, - дружочек, это не я, меня просто к этому кто-то сверху подталкивает, подсказывает мне: «Ленка (именно так называл меня папа), а займись-ка ты этим!». И знаете, удивительная штука: у меня всегда все получается. Находятся деньги, находятся люди, которые приходят на помощь. «Господи, - думаю я, - меня же кто-то ведет!». И этот кто-то - мой папа.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Дочь актера рассказала о его депрессии из-за перемен в стране

Очки, удостоверение Союза театральных деятелей, репертуарный план Театра имени Вахтангова, ключи от старого гаража, сундук, где хранились пьесы и сценарии…

В кабинете Ульянова все как было при нем. Кажется, сейчас он войдет и раздастся этот знакомый всей стране жесткий и властный голос маршала Победы Георгия Жукова. Мы помним его таким.

Но в памяти единственной дочери Михаила Александровича, Елены Ульяновой, он остался совсем другим: тихим, нежным, не очень решительным.

Елена с отцом.

Это мемориальный кабинет, и мне хотелось, чтобы здесь ничего не менялось. Но в 2009 году весь наш подъезд пострадал из-за пожара, который начался на первом этаже, на кухне «Макдональдса». Огонь рванул по воздуховоду, на крыше пламя било фонтаном, будто горела нефтяная скважина, - пожар был виден на пол-Москвы. Все это случилось глубокой ночью. Мама была уже больна, и сиделка Наташа успела ее эвакуировать с восьмого этажа на лифте, пока он еще работал. Никто не успел одеться, и люди в ночных рубашках сидели во дворе. Тушили всю ночь. Когда я приехала, вся квартира была покрыта толстым слоем жирной несмываемой сажи. Обувь прилипала к полу. Пришлось делать ремонт. Отцовский кабинет и гостиную я фотографировала в деталях буквально по сантиметру и восстановила, как было при жизни отца.

Разобрала весь архив: записные книжки, бумажки, записки, дневники. Позвала подругу Машу Зоркую, и мы выпустили книжку «Неизвестный Михаил Ульянов. Жизнь великого актера и человека». Мамы уже не было, и о существовании дневников она не знала. Папа все это делал тайно, никому не показывая, даже маме, которую он любил всю жизнь, с которой всегда советовался.

- Она бы, наверное, удивилась, что там не было ничего ни о ней, ни о вас…

Да, в этих личных дневниках не было так называемой личной жизни. Только творчество, работа, театр, Союз театральных деятелей - и это с 45-го года. Он так жил. Он в дневниках как бы смотрел на самого себя и вечно был собой недоволен. Встречаются фразы: «Миша, ты недоработал!», «Миша, ты недотянул», «Миша, ты сыграл плохо…» Он был самоедом всю жизнь и поэтому несчастным человеком. Это я поняла уже после его ухода.

- В кабинете на ковре целая коллекция холодного оружия. Михаил Александрович собирал?

Это все подарки. Тогда было принято вешать такие вещи на стену. Но однажды, в 70-е, произошла громкая история, когда в квартиру одного академика вломились бандиты и зарубили мечом, снятым со стены комнаты, его дочь и собаку. Когда отец услышал про этот случай, он дико перепугался и все убрал по шкафам.

Был ли в семье культ отца, когда домашние ходят на цыпочках и разговаривают чуть ли не шепотом, чтобы не мешать? Вы могли зайти в кабинет?

Мы не заходили, хотя дверь была открыта. Но мама меня научила оберегать отцовский покой. Он был очень занятой человек, домой приходил поздно, уставший, недовольный, молчаливый: выплескивался на работе. И мы старались его не беспокоить.

- Он сам ходил по магазинам?

Только когда мама категорически, жестким голосом его туда посылала, папа шел на поклон к директорам магазинов. Жили скромно. Нас очень выручали мамины дачные заготовки. Помню, как банки с консервами громоздились в гаражном подвале. А в очереди за ливерной колбасой обычно стояла я. А в последние годы, когда родители состарились, привозить продукты стало моей обязанностью. У меня был близкий приятель Антоша Табаков, сын Олега Павловича. И он, и Денис Евстигнеев, мы все одного возраста, одного круга. Сейчас, конечно, разлетелись в разные стороны, а тогда очень дружили. Когда в магазинах были пустые полки, мы с Антошей садились в две машины и объезжали мои и его торговые точки.

- Вас воспитывали в строгости?

Родители были очень мудрые. При мне никогда не спорили по поводу моего воспитания, не выясняли, кто прав и кто виноват, - выдавали готовое решение. Но жесткость, конечно, присутствовала. К примеру, мне категорически запрещалось приходить после полуночи. Я чувствовала себя взрослой - в старших классах училась в школе рабочей молодежи. Ничего не изменилось, когда я поступила в институт, - родители считали меня ребенком. Это было обидно и оскорбительно, потому что все мои одноклассники, а позже сокурсники спокойно сидели, сколько хотели, а мне надо было бежать домой, и если я приходила позже, то следовал либо жуткий скандал от мамы, либо укоризненные взгляды от папы, что было еще хуже. Однажды я задержалась довольно сильно. Нашему однокурснику из Грузии привезли огромную бутыль молодого вина, и мы поехали в мастерскую праздновать. Это вино было похоже на компот. А потом оказалось, что при ясной голове ноги не ходили. По пояс нормальный человек, а ниже - неподвижность. Я приехала домой на такси в третьем часу ночи. Отец вышагивал по двору от одного подъезда к другому - это было так страшно.


Михаил Ульянов с женой Аллой Парфаньяк и маленькой дочкой.

- Такая родительская опека продолжалась до вашего замужества?

Правило мамы звучало так: мы никогда не будем жить вместе, когда ты выйдешь замуж. Это нужно для того, чтобы сохранить хорошие отношения. И она как в воду глядела. Когда я вышла замуж в первый раз, мы тут же уехали. И дивные отношения сохранялись. Я каждый день звонила родителям - это была семейная традиция. Если я не звонила, отец начинал дергаться и психовать. Звонил мне и спрашивал: «Куда ты пропала?» Мы могли проговорить одну секунду, но непременно каждый день.

Папин принцип: я всего должна добиться сама. И он никогда мне не помогал, ни в профессии, ни в учебе. Я в молодости очень обижалась. Мне было больно, потому что всех моих друзей поддерживали. При этом все вокруг считали, что я блатная и что меня на ладошках под попу везде суют. Поэтому отношение ко мне всегда было предвзятым. Я, конечно, обижалась на отца. Мы с мамой много раз говорили об этом, она меня понимала, но ничего поделать было нельзя. В результате я пробилась сама. Поступила в институт на общих основаниях, сделала карьеру художника-графика и беспредельно благодарна отцу и маме за такое воспитание. И за то, что не стала актрисой, отцу до сих пор в ноги кланяюсь.

Да, Михаил Ульянов писал: «И то, что Лена не актриса, как часто бывает в актерских семьях, наша заслуга…» Но возьмите любой театр, включите телевизор - везде знакомые фамилии.

Да, 95 процентов актерских детей идут по стопам родителей. Из меня бы актриса не получилась. Сейчас я это понимаю. Я ведь была очень зажата в юности, страшно стеснялась и роста, и носа, и огромного размера ноги. Раскрепощенность наступила значительно позже, когда я сама чего-то достигла. Да, у меня есть внешние данные и голос, многие спрашивают: «Вы актриса?» Я могу выступать со сцены, но сыграть - нет. Меня всегда бы сравнивали с папой, и явно не в мою пользу. Бог не дал мне такого таланта. Если бы я пошла по стопам родителей, давно бы погибла: спилась, стала бы наркоманкой. Я ведь вращалась в компании золотой молодежи, где случались и попойки, и травка.

- Если у вас были проблемы, к кому вы шли: к папе или к маме?

Смотря что. Если надо было отпроситься на вечеринку, я бежала к маме. А если мне требовались денежки, я бежала к папе. У него в кабинете, в ящике, были две коробки из-под индийского кофе, набитые металлическими рублями, которые он собирал. А если серьезно, то с отцом меня связывали более близкие отношения. Мама была человеком взрывным, и часто возникали ситуации, которые отец называл «нашла коса на камень». С возрастом мама стала мягче.

Ваши родители были личностями, с непростыми и очень разными характерами. Вода и пламень. Михаил Александрович, мне кажется, все держал в себе, а Алла Петровна взрывалась, но, наверное, через пять минут отходила.

Так оно и было, но только не через пять минут. Мама могла не разговаривать сутками. Родители подстраивались друг к другу. Но верховодила, конечно, мама, хотя папа не был подкаблучником в полном смысле этого слова. Люди видели одного Ульянова, а мы - другого. Он всегда был самим собой, но, когда приходил домой, снимал с себя, как пальто, весь этот рабочий груз и оставался не очень решительным, тихим, молчаливым. Но при этом очень крепким. Мама называла его «Четыре «Н» - Нет, Нельзя, Неудобно, Неприлично». Он никогда не просил ничего для себя. За других ходил: кому квартиру, кому в больницу, кому роль. У нас в передней, под зеркалом, всегда висел «Список добрых дел». Сейчас продолжаю эту традицию - возглавляю благотворительный фонд «Народный артист СССР», чтобы помогать старым актерам, чьи имена ушли в забвение.


Маршал Жуков нашего кино.

Читала где-то, будто ваша мама его ревновала к первой любви - актрисе Нине Нехлопоченко. Странно, потому что Алла Петровна Парфаньяк была одной из самых красивых женщин Москвы. Ей ли ревновать?

Это «легенды и мифы Древней Греции». Мама была слишком мудрой женщиной, уверенной в себе и в отце. За всю жизнь он ни разу не дал ей повода. И она тоже, при всей ее бурной молодости, а за ней ухаживали Марк Бернес, Леонид Утесов, Александр Вертинский, Рубен Симонов, повода для ревности не давала. Но любила подковырнуть, в частности, отца, который никогда на эти реплики не отвечал. Могла сказать прилюдно: «Вот я ему всегда говорила: «Если я умру, пусть он возвращается к Нине, потому что она хорошо готовит!»

Ваша мама была женой знаменитого актера Николая Крючкова и вдруг выбрала вашего папу, которого тогда мало кто знал. Для общества это был, наверное, шаг вниз.

Даже не шаг. Мама просто рухнула с олимпа, когда рядом с ней вместо небожителя Крючкова оказался никому не известный молодой мужик из общаги, плохо одетый, необеспеченный. Для меня до сих пор тайна: как она его выделила?

Он писал: «Алла руку протянула, но поставила условие: никаких ярмарок, никаких купцов… Этой рукой она вытащила меня из омута, когда я уже пускал пузыри…» У него ведь были проблемы с алкоголем?

Я такие моменты помню смутно, но в молодости папа любил повеселиться. Кто тогда в творческой среде не пил? У него была компания с Юрием Васильевичем Яковлевым. Мама была категорически против загулов. У нее имелся уже опыт с Крючковым, с которым она и развелась из-за того, что он пил по-черному. И вдруг все стало повторяться с папой. Но все эти рассказы, будто она встала на подоконник, грозясь покончить с собой, если папа не бросит пить, - вранье. У нас в семье не принято было изливать душу, но однажды папа мне рассказывал: «В какой-то момент я вдруг очнулся на трамвайных рельсах, а надо мной в миллиметре стоял трамвай, который мне все-таки немножко наехал на ногу. Шрам на голени остался. В этот момент я понял, что это даже не звонок, а набат». Отец был сильный, волевой человек и после этого случая с алкоголем отрезал раз и навсегда. Как и с курением. Бросил железобетонно и больше никогда не брал в руки сигарету.

- Как же он терпел двух курильщиц в доме: вас и маму?

Папа к курению относился очень плохо. Я закурила в школе, еще в девятом классе, кажется. И мама курила всю жизнь. Она тысячу раз бросала, но начинала злобить, поправляться и опять закуривала. А я даже не пробовала перестать. Папа с нами боролся как мог. На кухне оставлял с вечера вырезки из газет о вреде курения. При отце я никогда не могла курить и обычно уходила на кухню. Если он видел мою дымящуюся сигарету в пепельнице, делал зверское лицо. Но, когда мама перестала выходить в свет, отец брал меня на разные банкеты, фуршеты, приемы, и у нас с ним была негласная договоренность: если мне хотелось закурить, он поворачивался в одну сторону, а я - в другую!


«Приход Горбачева папа воспринял как солнце, а потом разочаровался».

Понимаю, что Михаил Ульянов был сдержанным по природе человеком, вряд ли склонным к бурному выражению чувств, но какие-то зримые знаки любви к жене подавались?

В Москве у него всегда была тяжелейшая жизнь, но когда они уезжали в отпуск вдвоем, начиналась их золотая пора. Они совершенно преображались: гуляли, взявшись за руки, хохотали. Папа на каждый день рождения писал маме стихи, причем не стишок какой-то, а поэму. Получалось совершенно непрофессионально, но так трогательно. Он аккуратно переписывал в тетрадочку на нескольких листах и читал вслух.

- Он ведь долго и тяжело болел в последние годы.

Очень долго. Мы ездили по профессорам, шаманам. Папа ходил с огромным трудом, но долго сопротивлялся палочке. Он остро стеснялся своей немощи и, только когда стало совсем невмоготу, вырезал в лесу грубую палку, которая, на его взгляд, соответствовала образу деревенского мужика.

- Как мама пережила его уход?

Для нее это был конец жизни. Два месяца она металась, завесила всю квартиру его портретами. А потом случился микроинсульт. Звоню утром: никто не подходит. Рванулась сюда - никто не открывает. Вызвала МЧС, вскрыли дверь. Мама лежала пластом. Она еще прожила два года, но уже в своем мире - не в нашем. Отца не стало, и ее не стало.

- Осталось что-то из отцовского архива, что вы никогда не сможете опубликовать?

Конечно, осталось. Это личные письма, записки. Они уйдут вместе со мной. Меня поразило одно письмо 1960 года, которое папа прислал с гастролей. Это было признание в любви, длинное, на целый лист, адресованное мне, в ту пору годовалому ребенку…

Мы смотрим на артистов сквозь призму ролей. Михаил Ульянов всегда казался убежденным коммунистом. Для многих стало неожиданностью, что он поддержал и Горбачева, и Ельцина.

Он был настоящим коммунистом, но потом, по прошествии времени, когда понял больные точки, многое изменилось. Родители очень дружили с Алексеем Аджубеем и Радой Никитичной (зять и дочь Никиты Хрущева), я хорошо помню эти разговоры на даче. В перестройку папа вышел из партии, но билет не уничтожил. Приход Горбачева он воспринял как солнце. Ему показалось, что теперь страна сможет свободно дышать. Он очень переживал за судьбу родины. Они с Горбачевым были в достаточно дружеских отношениях. Михаил Сергеевич бывал в Вахтанговском театре, присутствовал на папином юбилее, когда праздновали 75 лет. А потом пришло понимание, что это не тот путь. В Ельцине отец быстро разочаровался и впал в жуткий мрак и внутреннюю депрессию. Последние годы родители смотрели телевизор, весь этот негатив, и воспринимали как чистую правду. Любая страшная новость на них действовала, особенно на отца.

- Это, наверное, трансформировалось в страх за дочь, внучку?

Да, в 90-е Лизка была подростком, и папа умирал от ужаса за нее. Отсюда и «Ворошиловский стрелок». Он не играл эту роль, он ее прожил. Поэтому получилось так остро и пронзительно.

Прошло десять лет после смерти отца. Михаила Александровича мало кто помнит из молодых. Это естественный процесс. У меня есть такая игра. Заходит в квартиру посторонний человек, тот же курьер, и начинает оглядываться, потому что у нас чисто актерская прихожая. Спрашиваю: «Знаете такого актера Михаила Ульянова?» - «Нет». - «Вопрос номер два: фильм «Ворошиловский стрелок» видели?» 99,9 процента людей любого возраста говорят «да». И тут я задаю последний вопрос: «Помните старика, который отомстил за внучку? Это и есть Михаил Ульянов!» Немая сцена.

Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в

Ведь сам Ульянов именно так и играл, тем и запомнился: на сцене и на экране был правдив до последней ноты, вживался в чужую кожу, был настолько точен в передаче, что, например, после роли Тевье-молочника зритель «требовал ответа»: «Скажите, вы всё-таки еврей или как?» А после того как Ульянов сыграл бывшего мужа в «Без свидетелей», клеймил его: «Подонок, негодяй!» В образе маршала Жукова был раз 25 — никого другого в той роли уже не видели, и сколько раз в бесконечных очередях того времени кто-нибудь нет-нет да и спросит: «А что скажет товарищ Жуков?» «Ворошиловского стрелка» — старика, мстящего за поруганную честь внучки, — играл как самого себя: в те годы подрастала его собственная внучка Лиза . И зритель откликался — на правду.

Сейчас отклика ждёт уже его дочь. Нет, не дочь великого артиста — дочь великого человека.

«Миша, ты неправ!»

— Когда 7 лет назад не стало отца, у меня как будто отрезали половину тела, — вспоминает Лена Ульянова .

Трудно было жить, дышать, ходить. Бессмысленно, как в тумане, прошли полгода. И только тогда развиднелось, задышалось, когда ей в голову пришла мысль: создать фонд помощи пожилым актёрам имени отца — «Народный артист СССР»: «В тот момент я почувствовала, что меня будто кто-то ведёт, управляет моими поступками свыше... И я в утешение себе думаю, что это всё он. Ведь то, что я делаю сейчас, — это продолжение того, что начал делать папа.

У нас дома всегда рядом с его расписанием спектаклей висел лист бумаги, как я его называла, «список добрых дел»: имя, фамилия, чем помочь. Кому-то выбить квартиру, кого-то устроить к врачу. Отец никому не отказывал и вычёркивал имя из списка, только когда проблема была решена. Говорил: «Кто, если не я?» Тогда это ещё не называлось «благотворительностью»... Просто отец так жил. Когда работал председателем Союза театральных деятелей, построил поликлинику для актёров (сейчас от неё осталось 3 комнатки), выбил старикам пенсии — те на него буквально молились! Ведь, когда развалился СССР, многие актёры, особенно в провинции, оказались в нищете, жили буквально как бомжи... Из труппы Театра им. Вахтангова, которым руководил, отец не уволил никого из пенсионеров, несмотря на то что роптала молодёжь. А сам, невзирая на то что имел доступ ко всем привилегиям цековской «кормушки», ничем не пользовался. Считал, главное — не это.

Он ведь у меня сибиряк, омич, тот ещё характер. Настоящий, сильный, русский дух! Представьте только: из глухой деревушки, в голодные военные времена — 44-й год! — он отправился покорять областной город Омск, затем Москву. Простой крестьянский парень в том аду, в котором жил (10 человек в избушке «два колышка, три досточки»), он нащупал в себе эту творческую жилку, потянулся к свету... И ведь нашёл в себе мужество, сохранил этот творческий полёт и прошёл путь от омской Тары до сцены Вахтанговского театра! Это ведь ярчайший, редкостный пример того, что можно из самых низов прорваться наверх, если сильно напрячься, это такой стимул для тех, кто сейчас не верит в свои силы, не рискует, боится!.. Но вот он смог переломить судьбу. И потом, уже на вершине славы, обласканный и признанный, сам себе не давал покоя, требовал и понукал. Уже после смерти отца я нашла его дневники, где ни слова о нас с мамой: он с 1946 по 2000 год, больше полувека, пишет одно и то же: «Миша, ты недоработал! Миша, ты схалтурил! Ты неправ! Можно было бы лучше!» Отец считал, что нет ничего страшнее, чем купаться в собственном жире и почивать на старых лаврах... Даже в последние годы, когда уже был поставлен диагноз неизлечимой болезни Паркинсона, были пройдены все столичные профессора, китайские целители и наши шаманы, уже порой отказывали ноги, отец продолжал работать: ходил в театр, учил роли, озвучивал радиопостановки...

Артист Театра им. Евг. Вахтангова Михаил Ульянов с женой Аллой и дочерью Леной, 1967. Фото: РИА Новости / Михаил Озерский

Чуждые почести

Хоронили Михаила Ульянова с воинскими почестями. Жена, Алла Парфаньяк (аристократка, профессорская дочка, которую «папа — единственные топорщащиеся на коленках брюки, рубашонка, ни денег, ни жилья — папа смог её буквально завоевать»), пережила мужа на 2 года, почти всё время пробыв в коме после инсульта, случившегося вскоре после ухода Ульянова. Ушла почва из-под ног...

— Я видела отца редко, но помню это ощущение, которое не оставляло меня и во взрослые мои годы. Всеобъемлющая любовь... А ещё он был страшно надёжен, я знала, что могу прийти к нему со своей бедой в любую секунду. Уже стариком, в болезни, когда я приезжала в больницу и бросалась к нему буквально со стоном: «Па-па!», он отвечал своё неизменное: «Погоди, сейчас разберёмся». С тех пор никто и никогда больше так мне не говорил...

Продолжение дела Михаила Ульянова, фонд его имени «Народный артист СССР», который возглавляет дочь Елена, уже сделал много добра пожилым актёрам, прозябающим в бедности и безвестности, никому не нужным: «Кому-то я помогаю издавать книги, кому-то привожу корзины продуктов к празднику или просто помогаю деньгами, устраиваю благотворительные концерты в пользу кого-нибудь из актёров. Одна из важных моих задач — это увековечивание памяти об ушедших кумирах, дело многотрудное и очень дорогостоящее... И здесь без отзывчивости десятков тысяч читателей «АиФ» не обошлось. Я уверена: если человек столь много сделал для страны, то и страна должна вспоминать о нём не холмиком земли с покосившимся крестом...»

Ведь на народные — вами, читатели «АиФ», собранные деньги уже поставили памятники на могилах Жжёнова , Старыгина , Невинного , Ивлевой , Моисеева . За последние годы фонд открыл мемориальные доски Целиковской , Жжёнова , Горина и других. И теперь мечта дочери Михаила Ульянова — поставить достойный памятник отцу перед драмтеатром в Омске, городе, давшем Михаилу Александровичу творческие крылья.

— На сооружение памятника фонд перечислит все средства, которые есть на его счету, но этих денег не хватает... Папа начинал свой «список добрых дел», когда ещё был молод и здоров, в самой силе. Но почему-то уже тогда понимал, что все мы не вечны, что болезнь и трагедия — вот они, поджидают рядом, за углом... И он всегда жил с этим ощущением, — говорит его дочь. А я думаю: она не права, когда её душа кричит о том, что Михаила Ульянова забудут. Нет, не забудут. Будут помнить не только его Жукова и Ворошиловского стрелка — будут помнить список, висящий рядом с репертуаром, будут помнить его «Кто, если не я?».

— Но всё же памятник — это некий символ, к которому можно прийти и положить цветы с благодарностью, — считает Елена Ульянова.

Памятник — ведь он не для Ульянова, которому и при жизни не нужна была слава и чужды были почести. Он — для нас. Чтобы было на кого равняться.

Открытие сезона в Государственном академическом театре имени Евг. Вахтангова. Художественный руководитель театра, народный артист СССР Михаил Ульянов выступает с речью на сборе труппы. 2001 год. Фото: РИА Новости / Владимир Вяткин

Тем, кто хочет помочь

Перевести деньги на создание памятника можно по реквизитам Общественного фонда содействия и помощи ветеранам кино и театра им. М. Ульянова «Народный артист СССР»:

  • ОГРН 1097799003928
  • ИНН 7710477739
  • КПП 771001001
  • р/с 40703810000070000103 в АКБ «Банк Москвы» (ОАО)
  • к/с 30101810500000000219
  • БИК 044525219

Имя: Михаил Ульянов (Mihail Ulyanov)

Возраст: 79 лет

Место рождения: село Бергамак, Россия

Место смерти: Москва

Деятельность: актер театра и кино, кинорежиссер

Семейное положение: был женат

Михаил Ульянов - биография

Для миллионов зрителей в актерской биографии Михаил Ульянов навсегда останется маршалом Жуковым . И хотя сам актер считал, что в реальной жизни между ним и главнокомандующим нет ничего общего, это не так: их роднили упорство, несгибаемая воля и верность своему слову.

В сибирском селе Бергамак Муромцевского района, где родился Михаил Ульянов, артиста всегда принимали как родного человека и не раз на полном серьезе предлагали должность председателя колхоза. Тот вежливо отказывался, и тогда его именем, несмотря на все возражения («Я ведь актер, а не писатель!»), назвали местную библиотеку. Такова народная любовь! За долгую жизнь - 79 лет -актер сыграл множество ролей в своей творческой биографии самого разного диапазона - от волевых и жестких руководителей до мелочных крестьян и бытовых трусов. А ведь идти в актеры когда-то даже не думал...

Михаил Ульянов - детство и юность

Неласковый сибирский климат определял и систему воспитания, и характер детей, которые на лыжах стояли крепче, чем на ногах, умели на раз-два сшибать шишки с высоких кедров, играли вырезанными из дерева лошадками и никогда не ныли. Отец Мишки Ульянова руководил небольшой деревообрабатывающей артелью, а мать занималась домом и детьми - помимо сына, в семье росла дочь Маргарита. Семья переезжала из села в село, пока не обосновалась в маленьком городке Тара. Никаких культурных развлечений, а уж тем более театра, там не было. Разве что маленький кинотеатр, в котором по сто раз крутили один и тот же фильм. Но мальчишки с удовольствием пересматривали его, переживали все действо шаг за шагом, как будто видели его впервые...


Мише исполнилось тринадцать, когда началась война. Отец ушел на фронт, был политруком, получил серьезное ранение. В 10-м классе и Михаилу пришла повестка из военкомата, но вскоре было принято решение, что юноши его года рождения на фронт не призываются. Повезло... Целое поколение ребят всего на год-два старше Ульянова, ушедших защищать Родину, война выкосила практически полностью.

В военные годы в Сибирь было эвакуировано много театров. Когда Михаил впервые пришел на спектакль, был поражен. Это даже не кино, а намного лучше! Актеры настоящие, живые - вот они, перед тобой, можно дотронуться... Ульянов записался в школьный драмкружок, стал участвовать в спектаклях. Невысокому, худому, с голодными глазами подростку приходилось играть старца, но чем сложнее задача, тем интереснее. Руководитель студии заметил талант Ульянова и посоветовал после школы поступать в театральный.

Михаил Ульянов - учеба

Так Миша оказался в Омске. В его кармане лежало рекомендательное письмо руководителю областного театра, а из пожитков был мешок картошки - все, что сумела достать мать. Два года Ульянов учился в студии при театре, выходя на сцену только в массовке. Мысль уйти на фронт, как отец, не покидала его, и Михаил записался в школу летчиков-истребителей. К счастью, к тому времени война закончилась...

Чтобы свести концы с концами, требовалась подработка, и знакомые помогли ему устроиться диктором на радио. Там Михаил научился работать с микрофоном и управлять своим голосом - сначала по-юношески звонким, потом завораживающе приглушенным. Мало кто знает, что «фирменной» ульяновской хрипотцы в голосе актер добивался сам: морозными вечерами выходил на балкон и орал что есть мочи. Соседи собирались писать заявление участковому, но, узнав, что это молодой диктор репетирует, сразу успокоились.

Вернувшийся с фронта отец заявил, что нечего его сыну делать в Омске - раз есть талант, нужно ехать покорять столицу. Однако и в Щепкинское училище, и в студию при МХАТе вступительные экзамены Михаил провалил. Не возвращаться же с таким позором домой!

Ульянов шел по Арбату, погрузившись в невеселые думы, когда его кто-то окликнул. Оказалось, приятель из Омска. Узнав о неприятностях земляка, друг дал ему совет обратиться в Щукинское училище при Театре Вахтангова, где как раз набирали первый послевоенный курс. Училище во время войны было эвакуировано в Сибирь, так что омскому пареньку там не откажут. И точно - приняли! «Судьба была благосклонна ко мне, - писал в воспоминаниях о своей биографии Михаил Ульянов. -А будь я из Хабаровска или Уфы, точно получил бы от ворот поворот...»

Михаил Ульянов - театр

Выпускникам училища открывалась прямая дорога в вахтанговский театр, пусть поначалу и в массовку. Первой работой в биографии Ульянова на большой сцене стал спектакль «Крепость на Волге», где ему предложили сыграть Кирова вместо заболевшего актера. Михаил пребывал в растерянности: с драматической частью он справится, а что делать с внешностью? Тощая шея, запавшие щеки, изможденная послевоенным и студенческим голодом фигура отдаляли его от образа коренастого и упитанного советского политрука.

Для него даже пригласили гримера с телевидения, который извел огромное количество грима. Из проклеенной ваты соорудил артисту щеки, лоб и скулы, из-под которых едва виднелись маленькие глазки, - в итоге Ульянов казался себе похожим на бурундука. Играть в такой маске было трудно: кожа потела и чесалась. В довершение всего прямо посреди спектакля все приклеенные детали отошли от головы и торчали, как огромные уши.


За кулисами метался режиссер театра, произнося совсем не интеллигентные слова. Но сибирская выдержка позволила Ульянову доиграть сцену, незаметно отодрать «уши» и продолжить спектакль уже худосочным юношей-Кировым - к большому удивлению зрителей. Конечно, на следующий день в газетах появились ругательные рецензии и заявления, что актер Ульянов до таких серьезных ролей еще не дорос. Михаилу уже не хотелось ничего - ни больших ролей, ни актерской карьеры. Но прошло время, и все забылось...

Михаил Ульянов - личная жизнь

Еще в театральном училище у Михаила завязался длительный и серьезный роман с однокурсницей -будущей актрисой Ниной Нехлопоченко. Но после окончания учебы влюбленных разлучили километры: Ульянов остался в столице, а его невеста вернулась на родину в Одессу. Считая себя серьезным мужчиной и однолюбом, Михаил Ульянов долгое время никаких отношений не заводил, пока не влюбился. Заглянул к своему знакомому на съемочную площадку картины «Небесный тихоход» и увидел самую прекрасную женщину на свете - исполнительницу роли журналистки Вали Петровой Аллу Парфаньяк. На его беду, красавица Аллочка уже была замужем. Да не за кем-нибудь, а за исполнителем главной роли майора Булочкина - Николаем Крючковым, и у супругов рос сын.

Четыре года Ульянов ненавязчиво ухаживал за Парфаньяк, но не настаивал ни на чем: не хотел разбивать семью. А однажды, как он позже признавался друзьям, ему явилось откровение. Возвращался с актерской тусовки сильно навеселе - настолько, что не помнит, как оказался лежащим на проезжей части. Очнулся, а рядом с его ногой колесо чудом остановившегося трамвая. И первой мыслью актера было: «Все, пора делать Алле предложение!»

К удивлению многих, Парфаньяк согласилась стать его женой и, забрав сына, ушла от звездного мужа. В том же году она родила Ульянову их единственную дочь Леночку. Жить стали в крохотной квартире родителей Аллы. Личная жизнь Ульянов и Парфаньяк продлилась почти полвека.

Он стал не только заботливым мужем, но и трепетным отцом. В своей Леночке души не чаял! Сам выбирал платья и игрушки в магазинах. А когда Леночка выросла, всю свою любовь и нежность перенес на внучку Лизоньку. Часами ползал с ней по полу, играл в куклы и кубики.

Ульянову, как и многим видным актерам в его биографии, часто приписывали романы с партнершами по фильмам: Ириной Купченко , Юлией Борисовой и другими. Но Алла Петровна была в супруге уверена и даже на этот счет шутила: «Если меня не станет, пусть уж лучше Миша женится на своей первой любви Нине Нехлопоченко. Она хохлушка, готовит хорошо!» Поводов к ревности Ульянов не давал. Все знали, что супругу он обожает. На каждый день рождения Аллы сочинял в ее честь стихи: рифмы находил с трудом, мучился ночами, но традиции не изменял. Впрочем, совместная жизнь Ульянова и Парфаньяк все же не была абсолютно гладкой.

Михаил Ульянов - пьянство

Долгие годы своей биографии Михаил Ульянов, по его собственному признанию, пил, пил и пил... Даже встреча с Аллой и рождение дочери спасли его от пагубной привычки лишь на короткое время. Поначалу оправдывал себя: изнурительная работа в театре в качестве актера, режиссера, а потом и руководителя требовала снятия стресса. Помимо этого, он был активным общественным деятелем, депутатом, занимал высокие должности в Союзе кинематографистов и Союзе театральных деятелей. А там - банкеты, чествования. Да и в хорошей компании как не выпить?.. Его коллега и друг предостерегал: «Миша, не пей! Другим ничего, а тебе нельзя!» Но Ульянов слушал советы, соглашался - и снова пил.

Супруга очень страдала от пагубной привычки Ульянова. Ведь алкоголь стал причиной ее развода с первым мужем: она видела, как водка превращает уважаемого человека, известного актера в животное. Нужно было что-то делать. Однажды, когда Ульянов снова вернулся домой пьяным, Алла распахнула окно, встала на подоконник (а жили они на восьмом этаже) и прокричала: «Выбирай - или водка, или я!» В ее глазах и голосе было столько решимости, что Михаил разом протрезвел. Поклялся, что завяжет, и слово сдержал: с того дня больше не брал в рот ни капли. Так же было и с табаком: ради семьи бросил курить в один день.

В своей биографии актер писал, что именно сила воли и поддержка супруги спасли не только его актерскую карьеру, но и жизнь: «Алла руку протянула... вытянула меня из омута в тот момент, когда я уже пускал пузыри и почти перестал за себя бороться. Многие тогда махнули на меня рукой, мол, пропал парень. И действительно, настал трагический край - меня выгнали из театра за развеселую жизнь. Но тут Алла подняла на ноги товарищей и заставила их просить за меня...»

Михаил Ульянов - другая жизнь

Так актер вернулся на подмостки театра и в кино, чтобы радовать нас сильными работами в фильмах «Добровольцы», «Простая история», «Председатель», «Живые и мертвые», «Блокада», «Освобождение», «Ворошиловский стрелок» и многих других. Семь раз Ульянову поручали играть роль Ленина, и двадцать два - маршала Жукова.


Несмотря на богатую биографию, высокие должности, многочисленные награды и премии, Михаилу Ульянову за всю жизнь так и не удалось скопить больших денег. Весьма посредственная квартира в центре Москвы и скромная дача - вот все, на что хватило его гонораров. Сбережения сгорели в дефолт. Вместе с женой Михаил Александрович колесил по гастролям, чтобы заработать копейки, а требовать достойной оплаты своего труда никогда неумел. Многие режиссеры этим пользовались и «кидали» его. Зато актер всегда был готов прийти другим на помощь.

Его дочь Елена вспоминает: «Заставить что-либо делать Ульянова удавалось немногим. Но достаточно было только попросить, поплакать в жилетку - и вот он уже со своим харизматичным лицом идет выбивать кому квартиру, кому машину, кому роль. А чтобы для себя, так это неприлично. Мама называла его "Четыре «Н» - Нет, Нельзя, Неудобно, Неприлично". Он не мог никому отказать. Для себя ничего не сделал. В результате они с мамой всю жизнь прожили в своей мерзопакостной квартире на Пушкинской площади».

Михаил Ульянов - последние годы

Здоровье сильно подводило Михаила Александровича - у него диагностировали болезнь Паркинсона, но ни от ролей в театре, ни от должности худрука его не освобождали: заменить-то некем. И как человек ответственный, он соглашался, хотя приходил домой, по воспоминаниям родных, сине-зеленым от усталости. Потом у актера обнаружили рак и еще целый букет заболеваний, последовала череда операций.

Но, даже находясь на больничной койке, он умудрялся помогать другим. Так, его разыскал земляк из Омска, попросил протекции: дочери нужна была срочная операция, вопрос жизни и смерти. И благодаря ходатайству Ульянова девочку вскоре успешно прооперировали. Но сам себе помочь Ульянов уже не мог. Он скончался в столичной клинике 26 марта 2007 года, накануне Всемирного дня театра.