Делаем сами - Информационный портал

Делаем сами - Информационный портал

» » Духовная школа. Духовная школа должна быть церковной! Класс Духовного развития и совершенствования личности

Духовная школа. Духовная школа должна быть церковной! Класс Духовного развития и совершенствования личности

3. Духовная школа сирийского Востока

1) Сирийская христианская образованность

Перейдем теперь к следующей теме - к рассмотрению основ богословского образования на сирийском Востоке. Несмотря на различие культурной почвы и исторических условий, духовные школы сирийского Востока развивались по схеме, аналогичной той, по которой развивались христианские учебные заведения эллинистического мира. Однако на сирийском Востоке мы можем обнаружить несколько иную интуицию, иную концепцию духовного образования, которая не лишена своей оригинальности и глубины.

Крупнейшие центры сирийской христианской образованности - знаменитые академии Эдессы и Нисибина - возникли, подобно эллинистическим школам, на почве небольших катехизических школ при христианских храмах. Согласно сирийским источникам, в этих приходских школах обучались только мальчики. Обучение начиналось с освоения основ грамоты по Псалтири и заучивания псалмов наизусть; так, основатель Нисибийской академии мар Нарсай поступил в школу города Айн Дулба в возрасте семи лет; благодаря своим незаурядным способностям, он уже через девять месяцев «отвечал всего Давида», т. е. выучил наизусть всю Псалтирь. Дальнейшее начальное образование включало в себя изучение Ветхого и Нового Заветов, а также библейских толкований Феодора Мопсуестийского. В систему этого начального образования входило, кроме того, заучивание наизусть важнейших богослужебных песнопений и некоторый опыт в гомилетике.

О ранних годах существования Эдесской академии мы имеем лишь отрывочные сведения. Известно, что после того, как в 363 году Нисибин был захвачен персами, оттуда в Эдессу бежали многие христиане. Среди них был и мар Апрем, более известный нам под именем преподобного Ефрема Сирина. Он основал в Эдессе знаменитую «школу персов» (т. е. беженцев из Персии). «О преподавании в ней можно судить по библейским комментариям преп. Ефрема... Это была школа семитского типа, вроде еврейских школ, - школа–общежитие, некое братство. Главным предметом преподавания и впоследствии оставалось Священное Писание. Нужно было научиться читать и объяснять Библию. Ученики записывали и заучивали объяснения учителя» .

При жизни преподобного Ефрема и в течение нескольких десятилетий после его смерти в Эдесской школе пользовались его толкованиями Писания в качестве экзегетических образцов. Однако в 420 году мар Киора, один из преемников преподобного Ефрема на посту ректора школы, принял решение перевести на сирийский язык библейские комментарии Феодора Мопсуестийского, охватывавшие, в отличие от комментариев Ефрема, практически все книги Библии. После того, как перевод был закончен, толкования Феодора Мопсуестийского вытеснили в учебной программе все прочие толкования, а сам Феодор стал главным авторитетом в области богословия и экзегетики во всей восточно–сирийской традиции: его называли не иначе как «Блаженным» или «Вселенским Толкователем».

Как известно, Феодор Мопсуестийский был представителем крайне диофизитского направления в христологии, впоследствии отождествленного с несторианством. После осуждения Нестория на Ефесском Соборе 433 года на всю восточно–сирийскую традицию легло подозрение в ереси. Споры между монофизитами и диофизитами захлестнули и Эдесскую школу. В 489 году школа была объявлена очагом несторианства и по приказу императора Зенона закрыта. За несколько лет до этого ее руководитель мар Нарсай вместе с учениками переселился в Нисибин. К концу V века Нисибийская школа становится одним из главных духовных и богословских центров сирийской Церкви.

Мар Нарсай был выдающейся личностью. Он прожил долгую жизнь, которая началась в IV, а закончилась в VI веке (399–501). Его популярность в Нисибине была очень велика. Он славился и как подвижник, и как выдающийся толкователь. По свидетельству летописца, шесть качеств более всего привлекали к нему народ: новизна его мыслей, умение держать себя с достоинством, располагающая внешность, отзывчивость, доброта и красноречие (красота его поучений) . С именем Нарсая связано появление интереснейшего документа - «Правил Нисибийской школы», которые мы рассмотрим ниже.

Еще одним знаменитым ректором Нисибийской школы был Энана Адиабенский, возглавивший школу в 572 году. При нем была сделана попытка отказаться от библейских комментариев Феодора Мопсуестийского, которые Энана хотел заменить на комментарии Иоанна Златоуста и свои собственные. Энана был яркой личностью и выдающимся богословом, однако авторитет «Вселенского Толкователя» оставался незыблемым, и против Энаны восстали не только многочисленные богословы и монахи, но и руководство сирийской Церкви. Поместный Собор этой Церкви, созванный в 585 году, подтвердил незыблемый авторитет Феодора, запретив кому–либо «явно или скрыто порицать этого Учителя Церкви или отвергать его святые книги». Впоследствии два Собора, в 596 и 605 годах, осудили толкования Энаны и повторили анафемы против «отвергающих комментарии, толкования и учения верного учителя, блаженного Феодора–Толкователя, и пытающихся ввести новые и странные толкования, исполненные безумия и злохуления» .

Энана принадлежал к тому течению в сирийской Церкви, которое симпатизировало Халкидонскому Собору: именно с этим было связано стремление Энаны освободиться от наследия «отца несторианства», Феодора Мопсуестийского. В течение достаточно долгого времени в Нисибийской школе продолжалась борьба между сторонниками Энаны и его противниками. Несмотря на соборные прещения конца VI века, Энана продолжал пользоваться авторитетом на рубеже VI и VII веков, когда были обнародованы дополнительные правила Нисибийской школы (их мы также рассмотрим ниже): там Энана назван «опытным в знании и славным в смирении» .

Скажу теперь несколько слов об учебном процессе, куррикулуме и структуре Эдесской и Нисибийской школ. Преподавание длилось три года и разделялось на два учебных семестра - летний и зимний. После пропедевтического курса студенты начинали систематическое изучение Священного Писания, а также филологических, исторических и богословских дисциплин. Изучалась, кроме того, греческая философия и литература, светская история, география и риторика . Учитель риторики имел титул «мехагйаны». Философия изучалась по первоисточникам: читали, в частности, сочинения Аристотеля, Порфирия, а также сирийских авторов. Философским дисциплинам обучал «бадука»; среди философских дисциплин одно из первых мест занимала логика. Занятия письмом и каллиграфией вел «сафра» - писец. «Макрейана» учил правилам чтения.

Ключевой фигурой в школе был «мепашкана» - толкователь. В его задачи входило преподавание библейской экзегетики. Мепашкана пользовался не только «нормативными» толкованиями Феодора Мопсуестийского; он мог обращаться и к толкованиям других греческих и сирийских авторов. Кроме того, существовала и устная традиция толкования, переходившая из поколения в поколение. Мепашкана обычно являлся и ректором, т. е. осуществлял общее духовное руководство школой.

Мепашкана–ректор не был администратором: хозяйственными и административными вопросами занимался «раббаита» - эконом. Ему было вверено все имущество школы, он отвечал за финансы, следил за дисциплиной и нес ответственность за содержание библиотеки. Должность эконома была выборной. Помощником эконома был ксенодарх, на котором лежала, в частности, забота о школьной больнице.

Несмотря на то, что ректор и эконом пользовались безусловным авторитетом, высшей властью в школе были не они, а собрание общины, в котором всегда принимали участие и учителя и ученики (последние в силу своего численного преимущества имели решающий голос) . На этом собрании обсуждались все важнейшие вопросы, связанные с деятельностью школы. Именно на нем избирали эконома. На нем же принималось решение об исключении того или иного провинившегося студента из школы. Собранию были подотчетны все члены общины, включая ректора и эконома, которые не могли без согласия прочих членов общины принимать ответственные решения .

Такая структура школы обеспечивала высокий уровень взаимного доверия между, с одной стороны, «профессорско–преподавательской корпорацией», с другой - учащимися. Немыслимым было исключение ученика из школы по «келейному» приговору нескольких членов школьной администрации. Естественно, что и отношение к эконому (совмещавшему в одном лице современные должности инспектора, помощника ректора по административно–хозяйственной части и заведующего библиотекой) было уважительным, поскольку он не назначался вышестоящими властями, а избирался самой общиной.

Из книги Мудрецы Талмуда. Сборник сказаний, притч, изречений автора Автор неизвестен

ШКОЛА ШАММАЯ И ШКОЛА ГИЛЛЕЛЯ Победа кроткогоТри года продолжался спор между школою Шаммая и школою Гиллеля. Каждая настаивала на правильности своих толкований Закона. Но раздался Бат-Кол:– Устами и тех, и других гласит слово Бога Живого, но поступать следует по

Из книги Духовная и культурная традиции в России в их конфликтном взаимодействии автора Хоружий Сергей Сергеевич

Духовная практика и духовная традиция. Концепт Хоружий: Тема лекции включает в себя слово «Россия» и предполагает, что речь пойдет о духовной и культурной традициях именно в России и о том, как происходит их взаимодействие. Не вообще и всегда, а именно в нашей стране. Может

автора Ростовский Димитрий

Из книги КНИГА ОБ АНТИХРИСТЕ автора

Из книги Жития Святых - месяц февраль автора Ростовский Димитрий

Из книги Книга об Антихристе автора Деревенский Борис Георгиевич

Память преподобного Фалассия, пустынника Сирийского Преподобный Фалассий еще в юном возрасте построил себе на одной горе жилище и поселился в нем. Отличаясь по природе чистосердечием и смиренномудрием, он скоро почувствовал влечение к иноческим подвигам. Он удалился на

Из книги Очерки по истории Русской Церкви. Том 2 автора

Память преподобного Варадата, пустынника Сирийского Преподобный Варадат был родом из Антиохии . Избрав себе подвиги созерцательной отшельнической жизни, он заключился сперва в одной хижине, а потом чрез несколько времени удалился на одну высокою гору и безвыходно

Из книги История русской церкви (Синодальный период) автора Цыпин Владислав

«КЕДР» СИРИЙСКОГО АПОКАЛИПСИСА БАРУХА *** Апокалипсис Баруха появился в промежутке между двумя иудейскими восстаниями (70-135 гг.) , когда апокалиптический жанр уже изживал себя в еврейской литературе. Наиболее полная версия этого сочинения дошла до нас на сирийском

автора Карташев Антон Владимирович

Из книги Очерки по истории Русской Церкви. Том II автора Карташев Антон Владимирович

Из книги Очерки по истории Русской Церкви. Том II автора Карташев Антон Владимирович

Духовная школа Всей древности не было свойственно яркое сознание школы, для усвоения тех или других знаний в возможно более краткий срок, возможно более широким кругом учащихся. Принцип не только интенсивности мысли и ее глубины, но и ее экстенсивности, широчайшей

Из книги Жития Святых (все месяцы) автора Ростовский Димитрий

Духовная школа Всей древности не было свойственно яркое сознание школы, для усвоения тех или других знаний в возможно более краткий срок, возможно более широким кругом учащихся. Принцип не только интенсивности мысли и ее глубины, но и ее экстенсивности, широчайшей

Из книги Православное богословие на рубеже столетий автора Алфеев Иларион

Духовная школа Всей древности не было свойственно яркое сознание школы, для усвоения тех или других знаний в возможно более краткий срок, возможно более широким кругом учащихся. Принцип не только интенсивности мысли и ее глубины, но и ее экстенсивности, широчайшей

Из книги автора

Память преподобного Фалассия, пустынника Сирийского Преподобный Фалассий еще в юном возрасте построил себе на одной горе жилище и поселился в нем. Отличаясь по природе чистосердечием и смиренномудрием, он скоро почувствовал влечение к иноческим подвигам. Он удалился на

Из книги автора

1. Апостольская община как «духовная школа» Начнем с апостольской общины во главе с Иисусом Христом. Эта община была первой новозаветной школой, в которой ученики усваивали Божественное Откровение из уст Самого воплотившегося Бога Слова. Именно в усвоении этого опыта и

Из книги автора

2. Христианская духовная школа эллинистического мира Проповедь апостолов и их преемников стала почвой, на которой сформировались все духовные школы христианского Востока. По мере того как Церковь расширялась географически, христианские учителя сталкивались с

создали школу по Абсолютным знаниям для людей.

Класс Контактёрского Мастерства

по специальности «Контактёр, Ведущий, Аналитик в одном лице».

Обучение проводят Высшие Силы от Великого Содружества и от Коалиционного Совета Миротворци, Сотворци и Творци.

Поскольку обучение идёт в форме ченнелингов, то в дальнейшем это обучение смогут вести уже сами студенты, как контактёры с Высшими Силами.

Класс Духовного развития и совершенствования личности

Открыт в октябре 2013 года. Обучение проводит Учительская Система. Обучение в этом классе дает возможность людям в совершенствовании себя выйти на такой уровень развитости, который позволяет человеку жить в гармонии и состоянии сферичности и в дальнейшем передавать этот опыт другим людям.

Класс Сферичного образования

Класс Сферичного бизнеса

Класс Сферичного целительства

14 октября 2017 года открыт институт Новых Наук, где идет обучение новым специальностям, будут вестись исследования и научные разработки, проводятся совместные проекты с Высшими Силами в соответствии с Новой Программой развития Земли.

Пояснение от Миротворцев и Великого Содружества (кликните для показа/скрытия)

Структура школы.
Кто есть ваши Учителя. Какая структура школы есть в Учительской системе Духовной школы Абсолюта.
Школа создавалась по инициативе. По инициативе Великого Содружества, которому - нам, Великому Содружеству, нужны люди. Люди-проводники, люди-контактеры – профессионалы высокого уровня, с которыми можно взаимодействовать в проявлении Новой Программы на Земле, чтобы люди, живущие на Земле, могли в этой Программе себя проявлять более интенсивно, активно, качественно и разумно, более разумно.
Эта инициатива была отправлена в Коалиционный Совет на рассмотрение Абсолюту. Абсолют рассмотрел и отдал в Коалиционный Совет, если так можно сказать, пусть это будет на вашем языке понимания – распоряжение о том, что можно создавать такую форму обучения, что сами думайте – «Какая форма обучения будет приемлема на Земле?».
Мы совместно с Коалиционным Советом определили, что это будет на базе ФЭДа создана школа – Духовная школа Абсолюта, где будет начинаться и идти подготовка на русском языке обучения для желающих получить такую профессию, и которые желают взаимодействовать с Высшей Иерархией Света для проявления себя во благо для Земли и Землян.
Было определено, что вместе с Великим Содружеством будут обучать в школе Миротворци. Предполагалось сделать набор и этот набор вести три года, и из него получить профессионалов.
Но как показало – первый набор, который был 44 человека и который начал обучение, что люди были очень поверхностные, люди были случайные.
И после всех перипетий, которые произошли с непринятием Высших Сил на площадке ФЭДа людьми – они ушли и стали развиваться самостоятельно, но не соотнося себя с Высшей Иерархией Света, а лишь только с Учительской Системой и Внеземными Цивилизациями. Было одобрено их решение – пусть они уходят, но ушли они некрасиво, они ушли скандально.
И это все заставило нас задуматься – «А что же для людей важно?». Как они хотят в профессии проявляться.
И мы определили, что люди не умеют просто жить. Они не умеют жить в Свете. Им привычнее жить в состоянии двойственности, состоянии маятника, в состоянии антагонизма и так далее. Пройдя путь антагонизма, объединяются вроде бы в Свете, опять входят в антагонизм – так до бесконечности.
Мы сделали второй набор – и туда пошли Учителями Сотворци, и уже было заранее определено, что будет и третий набор, и возьмут на обучение Творци. Для того, чтобы обезопасить школу, чтобы все-таки были профессионалы и эти профессионалы были реальные, а не мнимые, появилась структура: Великое Содружество, Коалиционный Совет – можно сказать в полном составе, поскольку Миротворци, Сотворци и Творци – все проявлены как Учителя в Духовной школе Абсолюта. Также задействована Учительская система Земли, имеется в виду - Шамбала Земли, Учителя Ноосферы, которые тоже проявлены в школе, но проявлены как наблюдатели, как сторонние наблюдатели, которые смотрят за процессом и если нужно, производят регулирование. Регулирование среди людей и регулирование взаимосвязи людей с нами.

Студент. Студент Духовной школы Абсолюта. Что это такое?
Это возвышенно проявленный человек. В возвышенности всех своих состояний. Всех своих состояний тонкого мира. Всех своих состояний Души. Своего состояния Разума, проявленности в Разуме. Это – основа для студента Духовной школы Абсолюта и это основа для профессии.
Взаимодействие. Взаимодействие с Высшей Иерархией Света на всех уровнях проявленности Высшей Иерархии Света для Земли. Взаимодействие на уровне Света со своими студентами, сокурсниками всех трех потоков.

Профессионал. Профессионал – щедрой Души человек. Открытой Души человек. Идет к людям в открытом проявлении себя.

Цели Духовной школы Абсолюта – они в том, чтобы подготовить профессионалов в классе «Контактерское мастерство».

Цели Духовной школы Абсолюта – создать институт. Институт Новой Науки и подготовки специалистов по областям этой Новой науки.

Задачи Духовной школы Абсолюта – дать возможность людям любого уровня проявленности в своем развитии принять участие в этом действии. В создании, организации и обучении в таком институте.

Класс «Контактерского мастерства» в Духовной школе Абсолюта готовит специалистов для преподавания в этом институте, для создания преподавательского состава и научного состава.

Профессионалы, которые готовятся в классе «Контактерского мастерства» будут подготовлены профессионалами во всех областях.
Когда контактер-ведущий может связаться с любой… с любым уровнем Высшей Иерархии Света по любому вопросу, получить достоверный ответ, передать достоверный ответ для претворения в жизнь в соответствии с Новой Программой развития Земли и сферичной формы развития.
Это не узкой направленности подготовленный специалист. Это многогранной проявленности специалист.

Приняла Альтери 26.02.2013
Дата создания: 1685 г. Описание:

Московская духовная академия на протяжении своей трехсотлетней истории является крупнейшим центром богословского образования в Русской Православной Церкви.

Основана в 1685 г. по благословению Патриарха греческими богословами братьями Иоакимом и Софронием Лихудами. Первоначально располагалась в московском Богоявленском монастыре, затем в . В начале XVIII столетия значительно расширяется научно-богословская деятельность, возрастает число наставников и учащихся, вводится преподавание латинского языка, увеличивается библиотека. К числу наиболее значительных событий в жизни академии относится работа над новым изданием славянского перевода Священного Писания (1712-1751).

В результате реформы церковного образования в начале XIX в. были созданы предпосылки для дальнейшего совершенствования академической науки. В этот период сложилась школа исследователей русской церковной истории во главе с ректором академии архимандритом Филаретом (Гумилевским; 1835-1841) и профессором протоиереем Александром Васильевичем Горским (1833-1875). В эти же годы академия была переведена из Москвы, где принадлежавшие ей помещения значительно пострадали во время пожара 1812 г., в .

О реформе духовной школы говорят много. Для всех ясно и несомненно, что церковная власть намерена провести реформу в строго церковном направлении. И вот на наших глазах произошла удивительная метаморфоза, правда нередкая в последние годы. Самые ярые «прогрессисты» вдруг объявили себя решительными сторонниками застоя. То старая духовная школа казалась никуда негодной, то вдруг стала хороша, так что ничего нельзя сделать лучшего, чем оставить ее в том виде, как она есть теперь. Казалось бы, как не желать усиления церковности в церковной школе! Не тут то было! Менее всего слышно речей в защиту церковности. Договорились наконец, кажется, до самого полного абсурда. Церковная власть, видите ли, плохо понимает, в чем состоит истинная церковность, а потому и хорошо, что проект уставов средней духовной школы пойдет на рассмотрение законодательных учреждений. Там лучше понимают истинную церковность и больше заботятся об интересах Церкви, нежели церковная власть и вообще выдающиеся иерархи Церкви, составлявшие новый устав духовной школы. С затаенным нетерпением ждут поэтому, что синодальный законопроект в Думе провалится и реформа будет разработана в ином направлении. И так рассуждают люди, именующие себя церковными, публикуют свои рассуждения даже в «церковных!» журналах (см. «Церковный вестник», 1911. №38. Особенно стлб.1185).

Просто ужасом веет от таких речей. Это в наших-то «духовных» семинариях не нужно усиливать церковность! Получил я недавно письмо от преподавателя гомилетики и литургики в одной из семинарий, и больно мне стало, когда увидел я, что мы имеем под вывеской «духовная семинария». Вот это письмо:

«Дела мои идут не совсем важно. Трудно в семинарии преподавать богословские предметы, да еще такие, как мои. Учить проповедничеству лиц, одетых в синие брюки со штрипками по меньшей мере странная вещь. Просто смешным кажется посылать их на кафедру произносить поучение православному народу! Иногда становится очень тяжело. Чувствуешь, что все не так, что ни у кого нет никакого интереса к будущему служению Церкви. Получается какая-то игра в прятки. Сознание этого тяжелым бременем ложится на душу, и хочется прямо-таки убежать куда-нибудь, где бы не было этого обмана. А как у нас служат? Меня, при всей моей хладности, всего переворачивает. Просто хочется иногда прямо-таки побежать в алтарь и закричать: «Отец ректор (протоиерей. – В.Т. )! Да что же вы тут стоите и не обращаете никакого внимания на эти безобразия?» Читают – ничего не слышно, что попало. Поют безобразно. Устава никакого нет. Как же их учить при таком положении дела уставу? Я одно говорю, а в церкви совершенно другое – валяй как попало! Какие там уставы! Никто на это не обращает внимания. Инспектор (светский, конечно. – В.Т. ) только о том и думает, как бы поскорее служба кончилась, и недоволен бывает, если кто зачитает раздельно. Думал я сам взяться за это дело, но смелости не хватает. Это значит восстановлять против себя ректора, инспектора и всю бурсу. Последняя уже и так начинает быть недовольной моим направлением. Единственная надежда на реформу...»

Пишет это не какой-нибудь фанатик церковности, в монахи автор не собирается, в академии не прочь был полиберальничать в церковных вопросах и о духовной школе судил также, как судят теперь разные «церковные» публицисты. Не ясно ли, насколько велика ложь современных «духовных» семинарий, если такие горькие вопли приходится слышать от того, от кого их менее всего ожидаешь! Пора, давно пора Российской Православной Церкви завести настоящие духовные школы, которые служили бы только ей, так нуждающейся ныне в служителях и защитниках! Духовная школа должна быть церковной!