Делаем сами - Информационный портал

Делаем сами - Информационный портал

» » Апелляция тестовой части егэ по русскому языку. Апелляция – это риск. Как оспорить результаты ЕГЭ при несогласии с полученными баллами за экзамен – инструкция

Апелляция тестовой части егэ по русскому языку. Апелляция – это риск. Как оспорить результаты ЕГЭ при несогласии с полученными баллами за экзамен – инструкция

Подача и прохождение процедуры апелляции

Процедура апелляции проводится следующим образом:

1) в основную, первую «волну» (последние числа мая или первые числа июня) выпускники в определённый для всей Российской Федерации единый день сдают ЕГЭ;

2) в резервные дни (приблизительно середина июня) выпускники, заболевшие в день экзамена, сдают ЕГЭ;

3) в один и тот же день первая и вторая группа сдававших ЕГЭ узнают результаты в своей школе, где обучались.

В этот же день в случае несогласия с полученными баллами выпускник обязан явиться к директору своей школы, где он обучался, имея на руках свой паспорт, заполнить стандартный бланк-заявление на апелляцию (в котором указать, будет ли выпускник присутствовать лично на апелляции или просит провести её заочно, без его присутствия) и узнать у директора дату и время проведения апелляции. Администрация школы передаёт заявление в соответствующую организацию. В назначенное время выпускник должен явиться в пункт проведения апелляции лично (при невозможности прибыть на место апелляция будет проводиться в его отсутствии). На апелляции принять участие в процедуре (то есть зайти в аудиторию, где она проводится, и участвовать в обсуждении работы, в беседе с экспертами, независимыми экспертами, представителями Министерства образования, сотрудниками РЦОИ – т.е членами конфликтной, апелляционной комиссии) имеют право, кроме самого выпускника, только родители выпускника или лица, наделённые их правами и обязанностями (приёмные родители, опекуны). Иные лица, имеющие отношение к интересам выпускника (другие родственники, учителя, друзья, знакомые) не могут воспользоваться таким правом.

Апелляция проводится с целью выявить реальные несовпадения ответов, указанных экзаменующимся в бланке ответов и теми ответами, которые компьютерная система «прочитала» при проверке. Такие факты могут иметь место крайне редко, чаще всего в тех случаях, когда экзаменующийся нечётко, неярко (слабый нажим ручки, светло-чёрная гелевая паста) вписал ответ в соответствующую графу протокола. Такая перепроверка касается частей А, В.

Апелляция относительно части С, сочинения, призвана выявить реальные ошибки, допущенные экспертами при проверке части С. Анализ выставленных экспертами баллов производится в присутствии выпускника на основании исходного текста, по которому писалась работа, на основании находящихся и используемых при этом критериев оценивания и норм оценивания письменных работ, единых для всей Российской Федерации. Анализ баллов производится строго по критериям, но не пересмотром оценки за всё сочинение в общем. На этом основании выпускник должен быть осведомлён о существовании критериев оценивания, должен уметь сформулировать свои претензии к выполненной экспертами проверке. Несмотря на то, что членами апелляционной комиссии будет проведено для апеллянта разъяснение ситуации относительно оценки по каждому критерию, разговор и с его стороны должен получиться конструктивным.

Следует принять во внимание, что компьютерная система, исходя из результатов оценивания одной и той же работы 2-3 экспертами, выбирает тот оптимальный вариант, который рассматривает каждый спорный случай в пользу ученика , т.е. выбирает более высокую оценку. Отсюда становится понятным, почему в процессе реальных апелляций последних лет почти не выявлялись работы, заслуживающие повышения баллов по отдельным критериям. Кроме того, в комиссии по проверке части С ЕГЭ работают эксперты высочайшей квалификации, что, несомненно, положительно влияет на качество проверки и не даёт оснований для пересмотра результатов.

Апеллянтам особенно нужно обратить внимание на то, что апелляция – это не средство повысить уже заявленные в сертификате баллы до желаемых. Например, выпускник планировал получить золотую медаль. Сдав ЕГЭ по русскому языку, он получил на 2 балла меньше, чем требуется. На апелляции выяснилось, что в частях А и В несовпадений ответов рукописных и «прочитанных» машиной нет. Реальных ошибок, допущенных экспертами при проверке сочинения и повлиявших на её оценивание, нет. Значит, оценка ни по одному из критериев повышена быть не может, общий балл за сочинение повышен быть не может.

Следует знать, что работа, после обсуждения которой члены конфликтной (апелляционной) комиссии решили повысить баллы за сочинение по определённым критериям, отправляется в конфликтную комиссию Москвы, в центр ЕГЭ. Отправляемая работа сопровождается пояснительной запиской, комментариями каждого из повышаемых баллов. Только после повторного её рассмотрения в указанной инстанции решение комиссии может быть подтверждено или, напротив, отменено. Это говорит о том, что стремление многих апеллянтов воздействовать на чувства членов конфликтной комиссии остаётся без внимания не случайно. Апелляция призвана восстановить справедливость и объективность при оценивании работ, но не произвольно завышать баллы из жалости или сочувствия к ситуации отдельных выпускников.

Перечень основных моментов на которые следует обратить внимание при подаче апелляции.

Началась сдача ЕГЭ и в скором времени появятся первые результаты. Кто-то из выпускников увидев их вздохнет с облегчением, а кто-то посчитает, что на самом деле он заслуживает большего, и оценка выставленная проверяющими не отражает его реального уровня знаний. Что в этом случае делать?

Ответ лежит на поверхности - выпускники, которые хотят оспорить результат ЕГЭ, могут прибегнуть к апелляции - процедуре, направленной на защиту прав экзаменующихся. Стоит это делать или нет в конечном итоге личное дело каждого. С одной стороны, это, конечно, дополнительный стресс и риск. Но иногда один-два дополнительных балла могут стать решающими при поступлении в вуз и поэтому всегда находятся те, кто готов идти до конца.

В каких случаях можно подать апелляцию?

Таких случаев два. Первое - это оспаривание самой процедуры проведения экзамена, нарушения которой привели к тому, что вы не смогли написать экзамен максимально успешно.

Второй вариант - оспаривание баллов, полученных на ЕГЭ. Рассмотрим каждый из перечисленных выше вариантов чуть подробнее.

Апелляция при нарушении процедуры проведения ЕГЭ

В этом случае апелляцию нужно подать сразу же после окончания экзамена, причем до того момента, как ученик покинул класс. Написать заявление требуется в двух экземплярах - первый из них идет в конфликтную комиссию, а второй - остается у выпускника. При этом необходимо проследить, чтобы член экзаменационной комиссии поставил на заявлении пометку о том, что документ принят на рассмотрение.

Заявление должно быть также зарегистрировано в специальном журнале и рассмотрено в течение двух дней после подачи. Срок, место и время проведения процедуры обязательно сообщается ученику и его родителям или законным представителям.
В итоге комиссия может удовлетворить требования ученика, или напротив - решить, что они беспочвенные. Положительное решение комиссии означает, что результат работы будет аннулирован, а школьник сможет переписать ЕГЭ - для этого отводятся специальные дни в расписании. Если решение отрицательное, результат экзамена остается без изменений.

Апелляция при несогласии с результатами ЕГЭ

В этом случае апелляционное заявление должно быть подано в течение двух рабочих дней с момента оглашения итогов ЕГЭ по предмету. Как и в предыдущем случае, нужно будет написать два экземпляра заявления, направив один из них в адрес конфликтной комиссии, а второй оставив себе. На заявлении должна быть проставлена отметка, что оно составлено по форме и принято к рассмотрению.

Решение о проведении апелляции должно быть принято не позже, чем через 4 рабочих дня после получения такого заявления конфликтной комиссией. Каждое заявление проходит процедуру регистрации, а информация в отношении даты, времени и места проведения апелляции доводится до ученика (его родителей или законных представителей).

На апелляции ученику обязательно должны показать пакет его документов и письменный вывод комиссии по предмету. На этом этапе нужно быть особенно внимательным: ученику предстоит расписаться о том, что, к примеру, отсканированная работа с ответами принадлежит ему. Члены комиссии по апелляции должны дать четкий ответ, почему были выставлены те или иные баллы. Процедура, как правило, занимает не более 20 минут на одного ученика. По ее итогам комиссия может вынести следующие решения:
- отклонить требования ученика и сохранить проставленные баллы, если не было обнаружено технических и прочих ошибок в процессе оценивания;
- удовлетворить апелляционное заявление и изменить баллы, если были выявлены ошибки. При этом следует помнить, что баллы могут быть пересмотрены как в ту, так и другую сторону (увеличены или уменьшены).

Что важно сделать до апелляции?

В первую очередь, необходимо по максимуму освежить в памяти свою работу, чтобы иметь аргументы для отстаивания собственной точки зрения.

Следует также внимательно ознакомиться с критериями выставления баллов, чтобы понять, насколько объективным вы считаете решение комиссии по каждому пункту;
подойдите к учителю-предметнику или репетитору, с которым готовились к ЕГЭ - они помогут разобрать неоднозначные моменты и дадут рекомендации, как себя вести и пояснить свое мнение.

Немаловажным является и тот факт, что по каждому пункту, с которым вы не согласны, необходимо заранее сформулировать точный вопрос в адрес комиссии, чтобы разговор носил предметный характер, и вы могли бы пояснить, почему сделали именно так, а не по-другому. Аргументация, подкрепленная конкретными фактами, всегда выглядит более веско.

Как вести себя на апелляции?

Здесь можно посоветовать следующее:
Первое: отправляйтесь на апелляцию с кем-то из родителей или другим взрослым человеком, который может представлять ваши интересы. Вчерашний школьник, скорее всего, растеряется перед лицом конфликтной комиссии. Кроме того, ему могут дать ответ, лишенный конкретики. Мама, папа или другой близкий человек помогут вам чувствовать себя гораздо увереннее, а их мнение и аргументы могут сыграть решающую роль в споре.

Второе: настаивайте на том, чтобы работу перепроверили в вашем присутствии. Довольно часто выпускнику заявляют, что работа уже была перепроверена, и комиссия решила оставить результат без изменений. Помните, что такое положение дел грубо нарушает ваши права - заочная апелляция возможна лишь в случае, если школьник и его представители попросту не явились на процедуру. Итоговое решение по работе должно приниматься в присутствии апеллянта, причем члены комиссии должны пояснить каждый снятый балл.

Третье: не покидайте место проведения апелляции, пока не будет дано исчерпывающее пояснение по работе и решению комиссии. Все заниженные баллы должны соответствовать критериям, выдвигаемым к оценке работы, так что не принимайте в качестве ответа общую формулировку о том, что баллы за решенный КИМ и так достаточно высокие. Пока вас не удовлетворит пояснение по каждому снятому баллу, не ставьте подпись под документами о проведении апелляции.

Четвертое: не сдавайтесь на полпути. Если уж вы решились на апелляцию, то терять, по большому счету, уже нечего.

Пятое: не бойтесь апелляции. Ведите себя спокойно и уверенно. Воспринимайте эту процедуру, как возможность отстоять свои интересы. Помните, что значительная часть учеников, которые не довольны своими результатами, попросту боится идти на апелляцию, чтобы не потерять набранные баллы. Конечно, если член комиссии найдет при проверке дополнительные ошибки, баллы могут пересмотреть в сторону понижения. Однако общая статистика говорит о том, что повышают баллы обычно чаще, чем снижают.

Минобразования просят запретить апелляционным комиссиям снижать полученные на ЕГЭ баллы. Соответствующее предложение в скором времени направит на имя министра образования Ольги Васильевой председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин.

Общественник рассказал RT, что выпускники часто боятся ухудшения результата и отказываются идти на апелляцию, поэтому не отстаивают свои права.

«Если оценка уже выставлена и вдруг её хотят снизить, это не только несправедливо, но и вызывает массу вопросов к тем, кто изначально проверял работу, — отмечает эксперт. — Выпускников специально пугают историями о снижении баллов, чтобы они не подавали документы на апелляцию».

В 2015 году организация уже направляла похожее обращение на имя министра образования Дмитрия Ливанова. Однако ответа, как заявляет Панин, не последовало. Он надеется, что нынешний министр образования отреагирует на предложение.

Оперативный комментарий от Министерства образования RT получить не удалось.

Репетитор Татьяна из Нижнего Новгорода рассказала RT, что за десять лет работы ни один из её учеников ни разу не вышел после заседания конфликтной комиссии с повышенными баллами.

«Проверяющие пересматривают всю работу и могут снизить баллы за другие задания. В итоге ученик выходит с ещё более низким баллом ЕГЭ», — отмечает она.

Однако самое неприятное — манера общения членов апелляционных комиссий: «очень грубая, резкая, на грани хамства», по словам Татьяны.

«В прошлом году ученица рассказывала мне, что эксперт просто накричал на неё, сказав, что она ничего не понимает и хочет на халяву высокие баллы, швырнул ей её бумаги и отвернулся к следующему ученику — на этом её апелляция кончилась», — говорит репетитор.

По словам москвички Натальи, чей сын сдавал ЕГЭ в прошлом году, добиться улучшения результата непросто.

«Если ребёнок уверен в своих знаниях и готов выдержать бой за свою правоту, то можно только пожелать ему удачи. Потому что в комиссии такие люди сидят, что родителям слово не вставить, — говорит она RT.— Случаев снижения баллов очень много, но известны и другие, когда умные ребята зарабатывали себе на апелляции до 15 баллов».

  • РИА Новости

Другой маме выпускника прошлого года, Эвелине из Москвы, все учителя в один голос рекомендовали подавать на апелляцию, так как были уверены, что работа её сына заслуживает более высоких баллов, однако у конфликтной комиссии было другое мнение.

«Зрелище не для слабонервных: унижения, оскорбления, никому не поднимают баллы, только снижают, — говорит она о процедуре апелляции. — Обозвали моего сына неучем, сказали, какого чёрта пришёл выпрашивать балл, и ещё ехидно так в конце пожелали удачи в поступлении. И это всё в присутствии отца».

Студентка одного из московских вузов, Мария из Владивостока, вспоминает, что пошла на апелляцию из-за сочинения, в котором, по её словам, не было ни одной грамматической или орфографической ошибки, а баллы снизили лишь за аргументацию.

«Проверяющий не был настроен на то, чтобы разобраться в моей проблеме, начал придираться к почерку, запугивать, что может засчитать неаккуратно написанную букву за ошибку. В итоге баллов мне не подняли, из-за чего я не смогла поступить на бюджет на факультет международных отношений, куда с детства мечтала попасть», — говорит она.

  • РИА Новости

Академик Российской академии образования Виктор Болотов, в свою очередь, считает, что действующий порядок работы конфликтных комиссий более чем оправдан.

«Если выпускник подаёт на апелляцию, то он делает это на всю работу, а не только на то задание, которое, как ему кажется, неправильно оценено. Он должен быть готов, что комиссия может снизить ему баллы и по другим заданиям, — приводит он аргументы в пользу действующего порядка. — Дело ещё и в том, что очень много заявлений подают на всякий случай, а вдруг повысят. А это дополнительная работа для людей, дополнительные затраты для бюджета».

При этом в разговоре с RT он отметил, что нужно обязать проверяющих снижать баллы в случае обнаружения дополнительных ошибок. На сегодняшний день, как он замечает, такое решение отдаётся на усмотрение проверяющих.

  • РИА Новости

Бывшая глава предметной комиссии и разработчик ЕГЭ по литературе Елена Романичева также считает, что нужно сохранить возможность конфликтных комиссий снижать баллы по ЕГЭ, что, по её словам, происходит крайне редко.

«Апелляция — это пересмотр работы, поэтому либо мы процедуру называем по-другому, например, «давайте поднимем мне оценку», либо не называем её апелляцией. Случаи понижения оценок при апелляции минимальны, — уверяет эксперт. — Никакая апелляционная комиссия не настроена на то, чтобы снизить оценку. Для неё главное — разобраться в работе».


Когда вам станет известен результат ЕГЭ, можно будет оспорить присуждённые баллы на апелляции. Что нужно знать об этой процедуре?

1. Апелляция может быть подана в тот же день, когда вы узнали результаты, а также в два последующих рабочих дня
Лучше всего подавать апелляцию на следующий день после публикации результатов. Узнав баллы, обдумайте все "за" и "против", ложитесь спать ("утро вечера мудренее"), а наутро отправляйтесь в школу (или в то учреждение, где вы регистрировались на экзамен) писать заявление. С собой необходимо взять паспорт.
Почему лучше не затягивать? Потому что на второй день вы можете прийти настолько поздно, что ответственное лицо на тот момент может уже уехать сдавать все заявления Конфликтной комиссии.

2. Обязательно поставьте галочку напротив пункта о личном присутствии на заседании Конфликтной комиссии
В противном случае вероятность того, что апелляция разрешится в вашу сторону, стремится к нулю.

3. Заранее подготовьте свои аргументы в пользу увеличения количества баллов
Апелляция будет рассмотрена в течение четырёх рабочих дней, дата проведения будет сообщена заранее, и за это время вы обязаны составить чёткую и аргументированную речь о том, почему, на ваш взгляд, вам должны добавить баллы. Лучше всего продумать "защиту" с репетитором или учителем.

4. На апелляцию возьмите таблицу с критериями оценивания заданий
Это поможет вам буквально пальцем указать комиссии, где в вашем отношении была допущена несправедливость.
Даже если вам кажется, что вы и так хорошо помните критерии оценивания, лучше подстраховаться и взять печатный вариант, чтобы комиссии нечем было ответить.

5. Не надейтесь на своё везение, харизму или импровизацию
Если вы полагаете, что сам факт вашего присутствия на апелляции разрешит её в вашу пользу, вы заблуждаетесь. Комиссия будет отстаивать первоначальный балл, поскольку его изменение будет свидетельствовать о некачественной проверке работы кем-то из экспертов. А это для них крайне нежелательно. Поэтому, как вы хотите поднять баллы, так они хотят оставить их в неизменности.

6. Ещё на самом ЕГЭ постарайтесь запомнить все задания письменной части, чтобы прорешать их дома ещё раз
Так вы сможете примерно понимать, где у вас могли быть допущены ошибки и имеет ли смысл подавать апелляцию. Как только вы покинете кабинет, где проводилось ЕГЭ, на свежую голову запишите всё, что удалось запомнить (не надейтесь, что вы вспомните задания к вечеру или - тем более - к моменту опубликования результатов).

7. Не подавайте апелляцию наобум, а только в случае, если у вас действительно есть конкретные претензии к проверке работы
Опять же, повторюсь, комиссия будет отстаивать уже выставленный балл, и, если у вас нет конкретных аргументов в пользу увеличения баллов, вы просто потратите и своё, и их время.

Успехов на экзаменах!

Процедура ЕГЭ предусматривает для участника ЕГЭ возможность подать апелляцию в двух случаях.

Апелляция о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ

Такая апелляция подаётся в день экзамена сразу после его окончания. Если участник ЕГЭ хочет подать апелляцию, он должен это сделать до того, как покинет ППЭ (пункт приёма экзамена).
О намерении подать апелляцию нужно сообщить организатору экзамена и получить форму, по которой составляется апелляция.
Апелляция пишется в двух экземплярах и передаётся уполномоченному представителю ГЭК (государственной экзаменационной комиссии), который должен скрепить оба экземпляра своей подписью, после чего один экземпляр отдать участнику ЕГЭ, а другой передать в конфликтную комиссию.
Результат рассмотрения апелляции должен быть предоставлен выпускнику не позднее чем через 3 календарных дня после её подачи. При подаче апелляции необходимо выяснить, где можно получить ответ о её рассмотрении. Обычно с результатом рассмотрения апелляции можно ознакомиться в своём ОУ (образовательном учреждении) или в МОУО (местный орган управления образования).

По факту апелляции проводится служебное расследование. Если нарушения установленного порядка проведения ЕГЭ подтверждаются и признаётся, что они могли оказать существенное влияние на результат работы выпускника, то апелляция удовлетворяется.

Внимание:

Апелляция не принимается, если нарушение процедуры экзамена и установленных правил было допущено самим участником ЕГЭ.

Каков результат подачи апелляции в случае, если она будет удовлетворена?

Результат ЕГЭ аннулируется и участнику предоставляется возможность сдать ЕГЭ по данному предмету в другой день. Другой день - это резервный день для сдачи экзамена по данному предмету. Дата и место повторной сдачи ЕГЭ определяются для всех лиц, сдающих экзамен в резервный день.


Апелляция о несогласии с результатами ЕГЭ

Как и когда подаётся апелляция?

Такую апелляцию можно подать в течение двух рабочих дней после официального объявления результатов ЕГЭ и ознакомления с результатом работы.
Если участник ЕГЭ не согласен с результатом и намерен подать апелляцию, то в течение двух рабочих дней ему необходимо составить апелляцию в произвольной форме либо по форме, полученной у руководителя своего ОУ (образовательного учреждения) - для выпускников текущего года, или ответственного секретаря конфликтной комиссии - для выпускников прежних лет.
Апелляция составляется в двух экземплярах и передаётся указанным выше лицам, которые должны принять её, удостоверив оба экземпляра своей подписью. После этого один экземпляр возвращается участнику ЕГЭ, а другой передаётся в конфликтную комиссию.
Участник ЕГЭ должен получить информацию о времени и месте рассмотрения его апелляции.

Как рассматривается апелляция?

Участник ЕГЭ имеет право присутствовать на процедуре рассмотрения его апелляции. При себе необходимо иметь паспорт и пропуск с печатью "Бланки ЕГЭ сданы" (или штампом ППЭ).

Внимание:

Если участнику ЕГЭ еще не исполнилось 18 лет, вместо него или вместе с ним при рассмотрении апелляции могут присутствовать его родители или законные представители, которые должны иметь при себе паспорта (законные представители должны иметь при себе документы, подтверждающие их полномочия).
На рассмотрение апелляции не допускаются учителя или репетиторы участника ЕГЭ.

Участник ЕГЭ подтверждает в протоколе апелляции, что копии бланков предъявлены, ответы в бланках распознаны правильно, и подписывает протокол рассмотрения апелляции.

В случае, если участник ЕГЭ или его родитель (законный представитель) на рассмотрение апелляции не явился, то правильность распознавания бланков подтверждается членами конфликтной комиссии.

Внимание:

  • Не принимаются к рассмотрению апелляции по содержанию и структуре КИМов.
  • Черновики не могут быть материалом для апелляции.

В ходе рассмотрения апелляции эксперты-предметники показывают участнику ЕГЭ работу, разъясняют, за что начислены или не начислены баллы.

Запомните:

При рассмотрении апелляции учитывается только выполнение участником ЕГЭ задания части С (сочинения).
К тестовой части возможны только технические претензии.

В результате рассмотрения апелляции конфликтной комиссией оценка может быть изменена в лучшую сторону только на 1-2 балла. Поскольку при рассмотрении апелляции работа проверяется заново, то не исключена ситуация, при которой эксперты сочтут необходимым не повысить, а снизить баллы за работу.