Делаем сами - Информационный портал

Делаем сами - Информационный портал

» » Какие изменения можно вносить в конструкцию автомобиля. Как оформить в гибдд изменения в конструкции автомобиля? Предварительное разрешение на внесение изменений в конструкцию автомобиля

Какие изменения можно вносить в конструкцию автомобиля. Как оформить в гибдд изменения в конструкции автомобиля? Предварительное разрешение на внесение изменений в конструкцию автомобиля

Досье на проект

Пояснительная записка

В соответствии с разделом 4 главы V технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Перечень недопустимых изменений конструкции колесных транспортных средств, находящихся в эксплуатации.

2. Министерству внутренних дел Российской Федерации до 1 декабря 2017 года утвердить административный регламент предоставления государственной услуги по выдаче свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.

Утвержден
постановлением Правительства
Российской Федерации

Порядок осуществления контроля при внесении изменений в конструкцию колесных транспортных средств, находящихся в эксплуатации.

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок устанавливает требования к осуществлению контроля при внесении изменений в конструкцию колесных транспортных средств, выпущенных в обращение и зарегистрированных в установленном порядке (далее - транспортные средства).

2. Контроль осуществляется подразделениями органов внутренних дел, на которые возложены обязанности по федеральному государственному надзору в области безопасности дорожного движения, при оформлении разрешения на внесение изменений в конструкцию транспортного средства (далее - разрешение) и выдаче свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности (далее - свидетельство).

3. Оформление разрешения и выдача свидетельства осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" по месту обращения владельцев транспортных средств, постоянно проживающих в Российской Федерации, или представителей юридических лиц независимо от места выдачи регистрационных документов на транспортное средство.

В случае обращения владельца транспортного средства, временно проживающего либо временно пребывающего на территории Российской Федерации, контроль осуществляется подразделениями органов внутренних дел, расположенными в пределах субъекта Российской Федерации, в котором указанные лица временно проживают либо временно пребывают.

4. Разрешение оформляется на основании заключения предварительной технической экспертизы на предмет возможности внесения изменений (далее - заключение предварительной технической экспертизы), содержащего вывод о соответствии транспортного средства после внесения изменений в его конструкцию требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (далее - ТР ТС 018/2011), действовавшим на момент выпуска его в обращение.

5. Свидетельство выдается на основании полученного разрешения, заявления-декларации об объёме и качестве работ по внесению изменений в конструкцию транспортного средства (далее - заявление - декларация), протокола проверки безопасности конструкции транспортного средства после внесенных в неё изменений (далее - протокол проверки безопасности конструкции), содержащего вывод о соответствии его безопасности требованиям ТР ТС 018/2011, и проверки технического состояния транспортного средства после внесения изменений в его конструкцию.

6. Заключение предварительной технической экспертизы и протокол проверки безопасности конструкции оформляются испытательными лабораториями (центрами), отвечающими следующим требованиям:

а) включены в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза;

б) аккредитованы на оценку соответствия требованиям ТР ТС 018/2011;

в) область аккредитации включает в себя оценку соответствия единичных транспортных средств.

Заявление-декларация оформляется производителем работ по внесению изменений конструкции транспортного средства.

7. Требования к содержанию заключения предварительной технической экспертизы, заявления - декларации и протокола проверки безопасности конструкции изложены в приложениях NN 1 - 3 к настоящему порядку.

II. Оформление разрешения на внесение изменений в конструкцию транспортного средства

8. Разрешения оформляется на основании анализа заключения предварительной технической экспертизы и осмотра транспортного средства.

9. Получение разрешения не требуется в следующих случаях:

а) при установке на транспортное средство компонентов:

предназначенных для этого транспортного средства и прошедших оценку соответствия в составе данного транспортного средства, что подтверждено документацией изготовителя компонентов;

предусмотренных изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации;

б) при серийном внесении изменений в конструкцию на основании разработанной и согласованной в установленном порядке конструкторской документации, если на ее основе была выполнена оценка соответствия внесенных изменений.

10. Для получения разрешения заявителем предоставляются транспортное средство и следующие документы:

а) заявление;

б) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

в) доверенность, договор, либо иной документ, удостоверяющий полномочия заявителя на представление интересов владельца транспортного средства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

г) заключение предварительной технической экспертизы.

11. В случае внесения изменения в конструкцию транспортного средства, связанного с обеспечением возможности управления им лицом с ограниченными физическими возможностями, его представление не требуется.

12. Основаниями для отказа в выдаче разрешения являются:

а) представление документов, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, содержащих недостоверную информацию, имеющих признаки подделки, а также находящихся в числе утраченных (похищенных);

б) отрицательный вывод, содержащийся в заключении предварительной технической экспертизы;

в) предполагаемые изменения в конструкции транспортного средства входят в Перечень недопустимых изменений конструкции колесных транспортных средств, находящихся в эксплуатации;

г) нахождение в розыске транспортного средства, его агрегатов, государственных регистрационных знаков;

д) непредставление транспортного средства;

е) обнаружение признаков скрытия, подделки, несанкционированного изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортное средство организацией-изготовителем.

III. Выдача свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности

13. Выдача свидетельства осуществляется органом внутренних дел по месту оформления разрешения.

14. Свидетельство выдается на основании полученного разрешения, анализа проведенных работ по внесению изменений в конструкцию транспортного средства, использованных при этом компонентов, итогов проверки безопасности конструкции транспортного средства после внесенных изменений и его технического состояния, а также осмотра транспортного средства.

15. Для получения свидетельства заявителем предоставляются транспортное средство с внесенными в его конструкцию изменениями и следующие документы:

а) документы, предусмотренные подпунктом "а" - "в" пункта 10 настоящего порядка;

б) заявление-декларация;

в) протокол проверки безопасности конструкции.

16. В случае, предусмотренном пунктом 8 настоящего порядка, заявителем дополнительно представляются документы, подтверждающие соответствующие изменения конструкции транспортного средства, при этом представление документов, предусмотренных подпунктом "в" пункта 15 настоящего порядка, не требуется.

17. Основаниями для отказа в выдаче свидетельства являются:

а) обстоятельства, изложенные в подпунктах "а", "г" - "е" пункта 12 настоящего порядка;

б) отсутствие документов, предусмотренных пунктом 15 настоящего порядка;

в) отрицательные выводы, изложенные в протоколе проверки безопасности конструкции;

г) отсутствие сведений о прохождении технического осмотра транспортного средства после внесения изменений в его конструкцию и (или) об уплате государственной пошлины;

д) несоответствия внесенных изменений в конструкцию транспортного средства представленным документам.

18. Форма свидетельства и порядок его оформления устанавливаются решением Коллегии Евразийской экономической комиссии.

19. После получения свидетельства владелец транспортного средства обязан представить его в течении 10 суток в подразделение Госавтоинспекции, предоставляющее государственную услугу по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, для внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства.

20. Свидетельство считается недействительным и подлежит аннулированию в случае выдачи его в нарушении требований ТР ТС 018/2011 регламента или настоящего порядка либо на основании документов, которые в установленном порядке были признаны подложными (поддельными).

Приложение N 1

Требования к содержанию заключения предварительной технической экспертизы на предмет возможности внесения изменений

Заключение предварительной технической экспертизы на предмет возможности внесения изменений (далее - заключение) должно содержать следующие сведения:

б) дату оформления и номер заключения;

в) о транспортном средстве до внесения изменения в конструкцию, включающие его марку, модель, государственный регистрационный знак, категорию по приложению N 1 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (далее -ТР ТС 018/2011), тип транспортного средства, идентификационный номер или номер шасси (рамы) и кузова, экологический класс, модель, тип и мощность двигателя, разрешенную максимальную массу, массу без нагрузки, количество мест для пассажиров (для транспортных средств категорий М2 и М3);

г) предполагаемые к внесению изменения в конструкцию транспортного средства;

д) расчет возможности таких изменений или информация об отсутствии такой необходимости;

е) подробное описание работ, необходимых для внесения предполагаемых изменений, и перечень используемых при этом компонентов транспортных средств;

з) вывод о соответствии транспортного средства после внесения изменений в его конструкцию требованиям ТР ТС 018/2011, действовавшим на момент выпуска его в обращение;

и) перечень требований (испытаний) и (или) измерений параметров, которые должны быть (подтверждены) проведены после внесения изменений в конструкцию транспортного средства для удостоверения в том, что его безопасность соответствует требованиям ТР ТС 018/2011 или информация об отсутствии такой необходимости;

к) подпись, фамилия, имя и отчество эксперта, проводившего предварительную техническую экспертизу на предмет возможности внесения изменений;

л) заверенная печатью организации (индивидуального предпринимателя) подпись руководителя испытательной лаборатории (центра), его фамилия, имя и отчество.

Приложение N 2
к Порядку проведения проверки выполнения требований к колесным транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию

Требования к содержанию заявления-декларации об объёме и качестве работ по внесению изменений в конструкцию транспортного средства

1. Заявление-декларация об объёме и качестве работ по внесению изменений в конструкцию транспортного средства должно содержать следующие сведения:

а) наименование производителя работ, его юридический и фактический адрес, номера справочных телефонов, адрес электронной почты, номер и срок действия сертификата соответствия в системе добровольной сертификации автомобильного транспорта (при его наличии);

б) о транспортном средстве, в конструкцию которого внесены изменения, включающие его марку, модель (тип), государственный регистрационный знак, идентификационный номер или номер шасси (рамы) и кузова;

в) дату оформления, номер заключения предварительной технической экспертизы на предмет возможности внесения изменений (далее - заключение) и наименование выдавшей его испытательной лаборатории (центра);

г) подробное описание работ, проведенных по внесению изменений в конструкцию транспортного средства и вывод о их выполнении в объёме, предусмотренном заключением;

д) заверенная печатью подпись руководителя производителя работ, его фамилия, имя и отчество.

2. При описании работ, проведенных по внесению изменений в конструкцию транспортного средства, и использованных при этом компонентах транспортных средств использоваться терминология, предусмотренная техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств".

Приложение N3
к Порядку проведения проверки выполнения требований к колесным транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию

Требования
к содержанию протокола проверки безопасности конструкции транспортного средства после внесенных в неё изменений

1. Протокол проверки безопасности конструкции транспортного средства после внесенных в неё изменений (далее - протокол) должен содержать следующие сведения:

а) наименование испытательной лаборатории (центра), её юридический и фактический адрес, номера справочных телефонов, адрес электронной почты, регистрационный номер аттестата аккредитации, номер в Едином реестре органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза;

б) дату оформления и номер протокола;

в) о соответствии производителя работ по внесению изменению в конструкцию требованиям заключения предварительной технической экспертизы на предмет возможности внесения изменений (далее - предварительная техническая экспертиза);

г) подтверждающие обязательную сертификацию или декларирование соответствия использованных при проведении работ составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей транспортных средств в порядке, установленном техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (далее - ТР ТС 018/2011);.

д) подтверждающие наличие документов, предусмотренных требованиями приложений N 8 и 9 к ТР ТС 018/2011;

е) о транспортном средстве после внесения изменения в конструкцию, включающие его марку, модель, государственный регистрационный знак, категорию по приложению N 1 к ТР ТС 018/2011, тип транспортного средства идентификационный номер или номер шасси (рамы) и кузова, экологический класс, модель двигателя, а также общие технические характеристики, предусмотренные аналогичным полем бланка свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности;

ж) перечень проведенных испытаний и (или) измерений параметров транспортного средства, проведенных согласно заключению предварительной технической экспертизы для удостоверения его безопасности требованиям ТР ТС 018/2011, с указанием их итогов, возможных границ параметров и оценкой по каждому (соответствует / не соответствует);

з) вывод о соответствии безопасности транспортного средства после внесения изменения в его конструкцию требованиям ТР ТС 018/2011;

и) подпись, фамилия, имя и отчество эксперта, проводившего проверку безопасности конструкции транспортного средства после внесенных в неё изменений;

к) заверенная печатью организации (индивидуального предпринимателя) подпись руководителя испытательной лаборатории (центра), его фамилия, имя и отчество.

2. В случае отсутствия изменений в параметрах какой-либо из общих технических характеристик, предусмотренных подпунктом "е" пункта 1 настоящего приложения, при заполнении протокола вносится запись "без изменений".

Утвержден
постановлением Правительства
Российской Федерации
от _____________ 2017 г. N ____

Перечень
недопустимых изменений конструкции колесных транспортных средств, находящихся в эксплуатации

Изменения конструкции колесного транспортного средства, находящегося в эксплуатации (далее - транспортное средство), в результате которых:

а) транспортное средство не будет соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", действовавшим на момент выпуска его в обращение, или иметь технические характеристики ниже показателей, действовавших на момент выпуска его в обращение;

б) идентификационный номер транспортного средства будет уничтожен;

в) транспортное средство будет использовано для изготовления единичного транспортного средства в рамках индивидуального технического творчества и предусматривающие:

изменение разрешенной максимальной массы транспортного средства;

изменение габаритов рамы транспортного средства и (или) его кузова, в случае отсутствия одобрения типа транспортного средства с аналогичными характеристиками;

замену кузова легкового автомобиля и (или) шасси транспортного средства на непредусмотренные заводом-изготовителем.

Обзор документа

Разработан Порядок осуществления контроля при внесении изменений в конструкцию колесных ТС, находящихся в эксплуатации.

Контроль осуществляется подразделениями ОВД, на которые возложены обязанности по федеральному надзору в области безопасности дорожного движения. Это делается при оформлении разрешения на внесение изменений в конструкцию ТС и выдаче свидетельства о соответствии ТС с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.

Также разработан Перечень недопустимых изменений конструкции колесных транспортных средств, находящихся в эксплуатации. В частности, это изменения, приводящие к уничтожению идентификационного номера ТС.

75. Проверка выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию осуществляется в форме предварительной технической экспертизы конструкции на предмет возможности внесения изменений и последующей проверки безопасности конструкции и технического осмотра транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями.

В ходе предварительной технической экспертизы удостоверяются в том, что после внесения изменений в конструкцию транспортного средства, сохранится его соответствие требованиям настоящего технического регламента, действовавшим на момент выпуска транспортного средства в обращение.

В ходе проверки безопасности конструкции транспортного средства удостоверяются в том, что после внесения изменений в конструкцию транспортного средства его безопасность соответствует требованиям настоящего технического регламента.

76. Объектами проверки являются транспортные средства, выпущенные в обращение и прошедшие государственную регистрацию, у которых изменены конструктивные параметры или компоненты, за исключением случаев, указанных в пункте 77.

77. Транспортные средства не подлежат проверке в следующих случаях:

  • 1) при установке на транспортное средство компонентов:
    предназначенных для этого транспортного средства и прошедших оценку соответствия в составе данного транспортного средства, что подтверждено документацией изготовителя компонентов;
    предусмотренных изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации;
  • 2) при серийном внесении изменений в конструкцию на основании разработанной и согласованной в установленном порядке конструкторской документации, если на ее основе была выполнена оценка соответствия внесенных изменений.

78. Внесение изменений в конструкцию транспортного средства и последующая проверка выполнения требований настоящего технического регламента осуществляются по разрешению и под контролем подразделения органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения по месту регистрационного учета транспортного средства в порядке, установленном нормативными правовыми актами государства - члена Таможенного союза.

79. По результатам рассмотрения представленных документов территориальное подразделение органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности по форме, предусмотренной приложением N 18 к техническому регламенту, или отказывает в его выдаче с указанием причин.

80. Номер свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности вносится подразделением органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения в документ, идентифицирующий транспортное средство. В указанный документ вносятся также все особые отметки об ограничении применения транспортного средства, содержащиеся в свидетельстве о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.

Наличие в указанном документе номера свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями требованиям безопасности является необходимым условием для разрешения дальнейшей эксплуатации транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями.

Изменение конструкции ТС требует от автовладельца не только технических навыков, но и юридических знаний. В России внесение изменений в конструкцию машины должно отвечать установленным требованиям, проводиться в соответствии с правилами безопасности и не представлять угрозы для жизни, как водителя, так и пешеходов. Автомобиль с новыми конструкторскими решениями должен быть сертифицирован экспертами с предоставлением разрешающих документов, которые потребуются в автоинспекции для регистрации такого транспортного средства. Процедура сертификации и регистрации регламентирована законодательно.

Нормативно-правовая база

Усовершенствование конструкции авто регламентировано на федеральном уровне Законом № 196 от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения». Последние изменения в данный документ были внесены летом 2017 года. О переоборудовании автотранспорта говорится в 15-ой статье закона (п. 4, дополненный в соответствии с ФЗ № 313 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ…» от 30.12.2008 г.). Документ гласит:

«После внесения изменения в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации или повторного декларирования соответствия».

Надзорная функция, которая предусматривает контроль и регистрационные действия, возложена на Министерство внутренних дел (региональные подразделения) в соответствии с Постановлением Правительства № 716 от 19.08.2013 года «О федеральном госнадзоре в области безопасности дорожного движения». При этом сертификация и выдача соответствующих документов проводится компаниями, имеющими разрешение государственных органов на проведение экспертных проверок в области изменения конструкций авто и соответствия данных изменений правилам безопасной эксплуатации транспортного средства. А регистрируют переоборудованные машины в подразделениях ГИБДД.

Какими документами руководствуются в ГИБДД?

В 2016 г. Главным управлением по обеспечению безопасности дорожного движения были даны рекомендации по вопросам оформления и перерегистрации автотранспорта с внесенными в конструкцию техническими изменениями. Необходимость в таких разъяснениях возникла по причине изменения порядка регистрационной процедуры. Основными документами, которыми на сегодня руководствуются в подразделениях ГИБДД на местах при оформлении (переоформлении) ТС, являются:

  • Письмо № 13/5-8230 «О направлении методических рекомендаций», составленное ГУ ОБДД МВД РФ;
  • Техрегламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» и Приложение № 18 к Техрегламенту, содержащее форму свидетельства о соответствии машины требованиям безопасности.

В главе 5-ой Техрегламента указано, что транспортное средство должно пройти 2 экспертизы. Предварительная экспертиза необходима для установления технических возможностей, при которых переоборудование не нарушит действующий техрегламент. Повторная экспертиза отвечает за безопасность эксплуатации транспортного средства после внесенных в его конструкцию изменений. Также в документе перечислены случаи, при которых не нужна проверка автотранспорта. Это установка компонентов «предназначенных для этого ТС и прошедших оценку соответствия в составе данного ТС, что подтверждено документацией изготовителя; предусмотренных изготовителем ТС в эксплуатационной документации».

Ответственность за незарегистрированное переоборудование

Для автовладельцев, выезжающих с незарегистрированными изменениями в конструкции авто, предусмотрено наказание в Кодексе об административных правонарушениях. Статья 12.5 отсылает к Приложению, где содержится список ситуаций, при которых эксплуатация машины запрещена. В них входят и некоторые конструктивные изменения, внесенные с нарушением правил. При проверке на дорогах автовладельца в первый раз могут просто предупредить, что его автомобиль требует экспертного заверения и перерегистрации, или выписать штраф 500 руб. Такое наказание предусмотрено п. 1 статьи 12.5. Более серьезные нарушения прописаны в п. 3, который предусматривает лишение прав на 6-12 месяцев с конфискацией незарегистрированного оборудования. Например, газобаллонная система без разрешительных документов может быть изъята, а машина отправлена на штрафную стоянку.

Приветствуем Вас, дорогие наши читатели. В этой статье поговорим о том, как с точки зрения законодательства должно производится изменение конструкции автомобилей и последующее переоборудование этих транспортных средств в ГИБДД.

В частности, будут рассмотрены следующие вопросы:

  • Как производится переоборудование при изменении конструкции транспортного средства

Что считается изменением конструкции автомобиля

Для начала определимся, какие изменения в конструкции транспортного средства следует оформлять в ГИБДД. Понятно, что замена штатных запчастей на аналогичные не потребует перерегистрации, а где именно проходит та грань, после которой обязательно нужно оформить изменение конструкции, рассмотрим ниже.

Каждый автомобиль имеет определенную конструкцию, предусмотренную заводом-изготовителем. Пунктом 7.18 приложения к ПДД вводится запрет на эксплуатацию транспортных средств после изменения конструкции без согласования с ГИБДД:

7.18. В конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.

Здесь указано, что изменения в конструкцию транспортных средств вносить нельзя, но что является изменением конструкции? Замена шин на другую размерность? Установка камеры заднего вида или видеорегистратора?

Более полно этот вопрос раскрыт в Комментариях к п. 7.18 ПДД:

17) в конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения ГИБДД МВД РФ или иных органов, определяемых Правительством РФ (п. 7.18).
Под внесением изменений понимается исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения.
Как указано в письме МВД России от 25 февраля 2015 г. N 13/5-у-1225 "О контроле за внесением изменений в конструкцию зарегистрированных в Госавтоинспекции транспортных средств" , контроль за внесением изменений в конструкцию зарегистрированных в ГАИ транспортных средств осуществляется в соответствии с требованиями раздела 4 главы V Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств" (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877).

Внесение изменений в конструкцию транспортного средства проводить по разрешению и под контролем подразделения ГАИ, осуществляющего функции по техническому надзору, независимо от места учета транспортного средства. Решение о возможности внесения изменений в конструкцию транспортного средства принимается по результатам осмотра транспортного средства (за исключением внесения изменений в конструкцию, дающих возможность последующего использования транспортных средств водителями с нарушением функций опорно-двигательного аппарата ) и рассмотрения соответствующих документов, перечисленных в письме МВД России от 25 февраля 2015 г. N 13/5-у-1225. По результатам проверки заявителю выдается свидетельство по установленной форме.

О судебной практике, связанной с применением некоторых положений Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, см. решение Свердловского областного суда от 30 сентября 2014 г. по делу N 72-760/2014, Постановление Кемеровского областного суда от 27 апреля 2015 г. по делу N 4а-401/2015, Постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 17 апреля 2015 г. N 4а-299/2015, Постановление Калининградского областного суда от 16 марта 2015 г. по делу N 4-Аг-92/15, определение Ульяновского областного суда от 19 августа 2014 г. по делу N 33-2753/2014, решение Верховного суда Республики Карелия от 4 апреля 2014 г. по делу N 21-133/2014, решение Московского городского суда от 12 марта 2015 г. по делу N 7-2017/2015, Постановление Ярославского областного суда от 5 декабря 2014 г. N 4А-356/2014, Постановление Астраханского областного суда от 4 сентября 2014 г. N 4а-322/2014, решение Верховного суда Республики Алтай от 24 июля 2014 г. по делу N 7-32/2014, решение Пермского краевого суда от 18 марта 2015 г. по делу N 7-336-2015;21-189-2015 и др.

Итак, комментарии к ПДД ясно дают понять, что является изменением конструкции транспортного средства - это установка или демонтаж запчастей или оборудования, влияющие на уровень безопасности дорожного движения. Определение довольно обтекаемо, то есть в некоторых случаях бывает сложно понять, влияет ли изменение конструкции на уровень безопасности дорожного движения. Взять хотя бы установку тюнинговых бамперов.

Изменение конструкции транспортных средств: нормативные документы

Первичным документом, регламентирующим процесс оформления переоборудования автомобилей и иных колесных транспортных средств, является раздел 4 главы V Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств", где речь идет о перерегистрации:

4. Проверка выполнения требований
к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации,
в случае внесения изменений в их конструкцию

75. Проверка выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию осуществляется в форме предварительной технической экспертизы конструкции на предмет возможности внесения изменений и последующей проверки безопасности конструкции и технического осмотра транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями.
В ходе предварительной технической экспертизы удостоверяются в том, что после внесения изменений в конструкцию транспортного средства, сохранится его соответствие требованиям настоящего технического регламента, действовавшим на момент выпуска транспортного средства в обращение.
В ходе проверки безопасности конструкции транспортного средства удостоверяются в том, что после внесения изменений в конструкцию транспортного средства его безопасность соответствует требованиям настоящего технического регламента.
76. Объектами проверки являются транспортные средства, выпущенные в обращение и прошедшие государственную регистрацию, у которых изменены конструктивные параметры или компоненты, за исключением случаев, указанных в пункте 77.
77. Транспортные средства не подлежат проверке в следующих случаях:
1) при установке на транспортное средство компонентов:
предназначенных для этого транспортного средства и прошедших оценку соответствия в составе данного транспортного средства, что подтверждено документацией изготовителя компонентов;
предусмотренных изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации;
2) при серийном внесении изменений в конструкцию на основании разработанной и согласованной в установленном порядке конструкторской документации, если на ее основе была выполнена оценка соответствия внесенных изменений.
78. Внесение изменений в конструкцию транспортного средства и последующая проверка выполнения требований настоящего технического регламента осуществляются по разрешению и под контролем подразделения органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения по месту регистрационного учета транспортного средства в порядке, установленном нормативными правовыми актами государства - члена Таможенного союза.

Указанный пункт 75 главы 5 Технического регламента, в частности, говорит о том, что для оформления переоборудования следует пройти две проверки: первая на теоретическую возможность произвести изменение конструкции, вторую - на соблюдение требований безопасности дорожного движения после проведения переоборудования. Пункт 77 разрешает не проводить предварительную проверку в случае, когда устанавливаемое оборудование сертифицировано заводом-изготовителем, то есть устанавливалось штатно. Так, к примеру, можно установить штатные дополнительные фары, или штатное ГБО на автомобиле. Пунктом 78 контроль за переоборудованием возлагается на органы ГИБДД. Требования ГИБДД по представляемым документам при переоборудовании изложены в письме МВД России от 25 февраля 2015 г. N 13/5-у-1225, которое легко найти в бесплатных юридических информационных системах.

Где необходимо производить перерегистрацию при изменении конструкции автомобиля?

Вышеуказанными комментариями к ПДД установлено, что внесение изменений в конструкцию транспортного средства следует проводить по разрешению и под контролем подразделения ГАИ, осуществляющего функции по техническому надзору, независимо от места учета транспортного средства.

То есть если автомобиль зарегистрирован в другом регионе, перерегистрацию можно оформлять по месту нахождения (и соответственно переоборудования) авто.

Как оформляется изменение конструкции транспортного средства

Рассмотрим порядок документального оформления внесения изменений в конструкцию транспортных средств, действующий на 2020 год. Сначала необходимо получить заключение предварительной технической экспертизы транспортного средства . Это как раз результат предварительной проверки из п. 75 Технического регламента. Делается этот документ специальными аккредитованными организациями (представляющими собой испытательную лабораторию). Пакет документов для испытательной лаборатории уточните в конкретной организации.

С заключением предварительной технической экспертизы можно отправляться в ГИБДД, где также потребуется свой пакет документов, утвержденный вышеупомянутым письмом МВД России от 25 февраля 2015 г. N 13/5-у-1225.

Пакет документов для изменения конструкции транспортных средств в ГИБДД (предварительное согласование)

Пакет документов для получения свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности

1. Заявление на установленном бланке (можно взять в ГИБДД)

2. Документ, удостоверяющий личность автовладельца

3. Доверенность , в случае обращения доверенного лица

4. СОР и ПТС транспортного средства

5. Заключение предварительной технической экспертизы конструкции транспортного средства

6. заявление-декларацию об объеме и качестве выполненных работ;
7. заверенные в установленном порядке копии сертификатов соответствия на используемые для переоборудования составные части и предметы оборудования, запасные части и принадлежности, подлежащие обязательной сертификации (в случае отсутствия маркировки знаком соответствия);
8. протокол технической экспертизы;
9. документ, подтверждающий уплату госпошлины в размере 800 руб.
10. диагностическую карту (представляется по инициативе заявителя).

После предоставления указанного пакета документов и осмотра автомобиля ГИБДД выдает Свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности , с которым можно отправляться в регистрационный отдел ГИБДД для осуществления перерегистрации.

Автомобиль сегодня является и средством передвижения, и роскошью, и собственностью. Многие водители считают, что могут делать с принадлежащей им машиной все что угодно. В частности, они осуществляют изменение конструкции транспортного средства в соответствии со своими потребностями и желаниями. Между тем, любой автомобиль является источником опасности. В этой связи те или иные корректировки могут повысить угрозу не только для других участников движения, но и для самого водителя. Поэтому существует определенный порядок изменения. Конструкцию транспортного средства можно откорректировать, строго соблюдая установленные требования. Рассмотрим далее их подробнее.

Нормативная база

Что говорит закон о внесении изменений в конструкции транспортного средства? Ключевым нормативным актом для любого водителя выступают ПДД. В Правилах присутствует 2 приложения. Одно из них определяет случаи, при которых не допускается эксплуатация автомобиля в неисправном состоянии. В данном приложении есть п. 7.18. Он гласит, что эксплуатация ТС запрещена, если выявлено изменение конструкции транспортного средства, осуществленное без соответствующего разрешения ГИБДД либо других органов, уполномоченных Правительством.

Пояснения

Анализируя правило, можно прийти к следующим выводам. Нормативные акты не запрещают внесение изменений в конструкцию транспортного средства. Однако после их осуществления ТС должно стоять на месте и не эксплуатироваться или водителю следует согласовать их с уполномоченными инстанциями. Другими словами, наказание предусматривается только в случае управления машиной, претерпевшей изменения, не зарегистрированные в ГИБДД или других компетентных структурах. Нельзя эксплуатировать машину с ГБО, кенгурятником, замененными либо спиленными пружинами и проч., если корректировки не проходили экспертизу. Эта процедура предполагает проверку совместимости предполагаемых изменений с возможностями транспортного средства. После выполнения экспертизы водитель получает свидетельство о безопасности.

Санкции

Стоит отметить, что нормами устанавливается административная ответственность за нарушение ПДД. В частности, правила предусматривают для водителя, не имеющего разрешения ГИБДД или другого компетентного органа, но осуществившего изменение конструкции транспортного средства, штраф. В каких случаях к гражданину может применяться санкция? В первую очередь следует выяснить, что является изменением конструкции транспортного средства. Под ним следует понимать переоборудование машины, при котором некоторые узлы, детали или агрегаты из нее удаляются, добавляются или заменяются аналогичными, но имеющими иные параметры, вследствие чего технические характеристики ТС становятся не такими, как было предусмотрено на заводе-изготовителе.

Перечень изменений конструкций транспортных средств

К манипуляциям, способным существенно повлиять на технические характеристики ТС, следует отнести:

  1. Корректировку типа двигателя либо кузова.
  2. Установка определенного оборудования, не предусмотренного изготовителем.
  3. Изменение местоположения и числа пассажирских сидений, топливных баков.
  4. Корректировка весовых и габаритных параметров.
  5. Замена модели мотора, вследствие чего изменяется его мощность и вес.
  6. Переустановка рулевой части.
  7. Любые операции со световой сигнализацией и приборами освещения.
  8. Переоборудование ходовой части.
  9. Замена элементов, обеспечивающих видимость, предусмотренную изготовителем, определенные условия для послеаварийной и пассивной безопасности, большую обзорность.
  10. Замена тормозной или топливной системы на другую.
  11. Установка колесных дисков меньшего/большего диаметра. В данном случае нужно узнать, какие размеры предусмотрены изготовителем. Часто они указываются на информационных табличках, расположенных в проеме водительской двери. Если диаметр дисков, которые предполагается установить, находятся в диапазоне допустимых, то оформлять такое изменение конструкции транспортного средства нет необходимости.

Это далеко не все корректировки, которые может совершить водитель.

Внесение изменений в конструкцию транспортного средства (2016 г.)

Рассмотрим несколько случаев переоборудования ТС. При установке тягово-сцепного устройства следует выяснить, включено ли оно официально в список дополнительного оборудования. Фаркоп, рассчитанный на большие нагрузки, присоединяется либо сваркой к силовым элементам машины. Такое изменение конструкции транспортного средства требует оформления. Однако в данном правиле есть исключения. Они предусматриваются для легкоснимаемых конструкций, которые не присоединены к силовым элементам. К ним, в числе прочего, можно отнести съемные багажники в виде контейнеров, велосипедов и так далее.

Установка бака большей вместимости

С нормативной точки зрения, данная манипуляция будет считаться как изменение конструкции транспортного средства. 2016 год еще не закончился, однако некоторая практика уже сложилась по этому поводу. В частности, она показывает, что на дороге сотрудники ГИБДД достаточно редко обращают внимание на емкость бака. Если он произведен на заводе и имеет сертификат, установлен с соблюдением требований, то вряд ли возникнут претензии у инспекторов. Проблемы вероятны у тех, кто часто пересекает границу. Таможенники могут обвинить водителя в контрабанде топлива.

Тюнингованные бамперы, спойлеры, обвесы, лебедка

Все эти элементы должны пройти стандартную процедуру оформления. В качестве исключения выступают обвесы, которые устанавливаются на базовые модели в салонах, аккредитованных производителем. Сложности могут появиться у водителей, которые ездят со снятыми бамперами на классических ВАЗах, поскольку это будет считаться нарушением. Оформление в большинстве случае предусмотрено и для лебедки. Исключение относится к случаям, когда она предусматривается в списке

Подготовительный этап

Правила, в соответствии с которыми согласовывается изменение конструкции транспортного средства (2016 г.), предусматривают проведение экспертизы. Узнать список уполномоченных на ее выполнение структур можно узнать в Департаменте техрегулирования. После получения заключения необходимо обратиться в ГИБДД. Этот орган выдает разрешение на изменения в конструкцию транспортного средства. Заявление подается с:

  1. Заключением техэкспертизы.
  2. Документом, удостоверяющим личность.
  3. Регистрационным документом ТС.

Представителю водителя необходимо дополнительно предъявить доверенность, подтверждающую его полномочия. Соответственно, также следует предоставить сам автомобиль для осмотра. Если принято положительное решение на внесение изменений в конструкцию транспортного средства, можно приступать, собственно, к манипуляциям с машиной.

Нюансы

Установку элементов можно осуществлять самостоятельно, на базе любой организации, у которой есть соответствующий сертификат, разрешающий производить такие работы, или на предприятии, указанном в заключении техэкспертизы. В последних двух случаях исполнитель выдает владельцу ТС заявление-декларацию. В ней указываются объем и качество выполненной работы. Если мероприятия проводились самостоятельно, документ оформляется, соответственно, собственником машины.

Процесс оформления

Внесение изменений в конструкцию зарегистрированного транспортного средства проверяется экспертизой. По ее результатам владелец автомобиля получает протокол. После этого необходимо пройти техосмотр. По его завершении осуществляется регистрация изменений в конструкцию транспортного средства. В ГИБДД необходимо предоставить:

  1. Заключение первой экспертизы, устанавливающей возможность осуществления корректировок ТС.
  2. Заявление.
  3. Документ, которым удостоверяется личность водителя, и его копию.
  4. Регистрационный документ машины.
  5. Протокол второй техэкспертизы.
  6. Диагностическую карту техосмотра.
  7. Квитанцию, подтверждающую оплату госпошлины.
  8. Копии сертификатов на использованные при переоборудовании предметы и детали, запчасти, принадлежности в случае отсутствия маркировок, заверенные по установленным правилам.

Также предоставляется само ТС для осмотра.

Особенности ответственности

Как выше было указано, предусматривается наказание за несогласованное внесение изменений в конструкцию транспортного средства. Штраф установлен в размере 500 р. для областных дорог. Некоторым водителям эта сумма не кажется огромной. В этой связи есть граждане, которые согласны нести каждый раз наказание за изменение конструкции транспортного средства. Штраф устанавливается в ст. 12.5 КоАП. Вместе с этим, как практика показывает, сотрудники ГИБДД используют зачастую более действенный способ борьбы с нарушениями. В частности, если водитель многократно попадается инспекторам с несогласованными изменениями конструкции, может быть прекращена (аннулирована) регистрация машины. Применяя этот метод, сотрудники ссылаются на п. 51 и 3 Правил оформления ТС.

Основания для отказа в постановке на учет

Они предусматриваются в п. 3 упомянутых выше Правил. В соответствии с положениями, не подлежит регистрации ТС, конструкция которого либо внесенные в нее изменения не соответствуют предписаниям нормативных актов, регламентирующих безопасность движения. Аналогичное правило применяется к автомобилям, техническое состояние которых отличается от сведений, указанных в предъявленных документах.

Дополнительные положения

В п. 51 Правил регистрации указывается, что постановка на учет, снятие с него и изменение данных не осуществляется до завершения проверок, выполняемых правоохранительными органами, а также при несоблюдении Административного регламента. Данное положение действует и в иных случаях, установленных нормами. При выявлении обстоятельств, приведенных в п. 3, аннулируется (прекращается) соответствующим подразделением по месту постановки ТС на учет. Документы, ПТС, знаки сдаются и утилизируются ГИБДД. Если они предъявлены не были, то их объявляют в розыск. Аннулирование (прекращение) регистрации не распространяется на ТС, с даты постановки на учет которых в соответствии с документами, признанными впоследствии поддельными/недействительными, прошло больше 5 лет. При устранении водителем обстоятельств, ставших причиной применения приведенных выше правил, восстановление учета осуществляется по месту его прекращения. При этом выдаются новые документы и знаки, а также ПТС.

Система освещения

О ней следует сказать отдельно. Достаточно часто водители заменяют галогенные лампы ксеноновыми. Это прямо запрещается нормами, так как они ослепляют автомобилистов на встречных полосах и достаточно часто являются причиной аварий. Законодательство предусматривает, кроме административной, уголовную ответственность за данное нарушение. Водителю может грозить до года тюрьмы с конфискацией приборов освещения и прочих аналогичных приспособлений.

Памятка для водителей

Обобщая все сказанное выше, можно привести основные рекомендации для водителей, желающих изменить конструкцию своего авто. Переоборудование ТС целесообразно доверить специализированной станции техобслуживания, имеющей соответствующие разрешающие документы. Автомобиль с конструктивными изменения предоставляется на осмотр в ГИБДД. Предварительно необходимо подготовить весь пакет документов, в том числе заключение экспертизы на совместимость корректировок с техническими возможностями ТС. Отсутствие разрешения от инспекции может послужить основанием не только для вменения административного штрафа, но и для отказа в регистрации. Это означает, в частности, что нельзя будет совершить никаких сделок с ТС. Более того, при выявлении нарушений инспекция может вообще аннулировать регистрацию, изъять документы и знаки. При снятии задних сидений, которое осуществляется для увеличения полезного пространства в салоне, выявленном в первый раз, водителю грозит штраф. Убирать эти элементы можно только в том случае, если они крепятся не на болтах, а на защелках, которые предусмотрены изготовителем.

Еще раз об исключениях

Не во всех случаях переоборудования машину потребуется регистрация изменений. В частности, она не нужна, если осуществляется установка агрегатов и деталей, предусмотренных в качестве дополнительных изготовителем ТС. Без обращения в ГИБДД можно обойтись также, если переоборудование автомобиля осуществляется серийно. При этом основанием выступает Она должна быть составлена и согласована по установленным правилам. Во всех прочих случаях необходимо наличие отметки в документе, по которому идентифицируется автомобиль. Она указывает на номер свидетельства, подтверждающего соответствие ТС внесенным в него изменениям, а также безопасность переоборудования. Эта отметка позволяет осуществлять эксплуатацию автомобиля.

Заключение

Перед переоборудованием автомобиля необходимо оценить свои возможности и, собственно, целесообразность мероприятий. Несомненно, во многих случаях "улучшенная" конструкция ТС дает ряд преимуществ владельцу. Однако не следует забывать о безопасности на дорогах. Некоторые конструктивные изменения несут в себе потенциальную угрозу для участников движения. К ним, в частности, относят переустановку осветительных приборов, корректировку рулевой, ходовой части. Кроме этого, стоит помнить, что согласование и оформление изменений займет определенное время. Без соответствующих разрешительных переоборудованной машины не допускается. Административный штраф для кого-то может показаться незначительным. Однако не стоит забывать, что инспекторы ГИБДД располагают и другими инструментами борьбы с нарушениями. Во избежание их применения необходимо соблюдать установленные требования. В противном случае за административным штрафом может последовать аннулирование регистрации или даже уголовная ответственность.