Делаем сами - Информационный портал

Делаем сами - Информационный портал

» » Образец письма об отказе в заключении договора. Если заказчик отказался от заключения контракта Когда можно отказаться от заключения контракта

Образец письма об отказе в заключении договора. Если заказчик отказался от заключения контракта Когда можно отказаться от заключения контракта

Здравствуйте, Светлана!

Отказаться от заключения контракта в таких условиях невозможно, можно попасть в реестр недобросовестных поставщиков.

Если все дело в сроках, возможно стоит попробовать обратиться в Арбитражный суд с иском о понуждении заказчика заключить договор на ваших условиях. В иске вы должны будете обосновать, что проведение работ по ремонту отопления в нынешних погодных условиях невозможно. Думаю, суд будет на вашей стороне.Если интерес к заключению контракта отсутствует, то поступайте так как подсказали коллеги. Наиболее удобный вариант заключить договор и расторгнуть его по соглашению сторон, если заказчик не против.

Согласно ст.446 ГК РФ В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда .

Согласно ст.445 ГК РФ 1. Вслучаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте , либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.2. В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.3. Правила о сроках, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, применяются, если другие сроки не установлены законом, иными правовыми актами или не согласованы сторонами.4. Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки .

Письмо об отказе в заключении договора – образец данного документа читатель найдет в тексте статьи. Кроме того, образец можно скачать по ссылке в конце публикации. Письмо составляется, когда у одного из участников возможной сделки нет желания ее заключать. Дополнительно читатель узнает, как составить документ по всем правилам, предусмотренным актуальным законодательством.

В силу требований ст. 421 ГК РФ, в России действует принцип свободы договора. Это означает, что стороны правоотношений имеют право не заключать сделки, если это противоречит их желаниям, могут выбирать условия соглашений, если они не противоречат законодательству.

По общему правилу контрагент, которому предложено заключить соглашение, не обязан отвечать на оферту. Можно просто ее проигнорировать, в частности, в ситуации, когда заключение предложенного договора не интересно, не выгодно, по иным причинам нецелесообразно.

Но из данного правила есть изъятия, когда ответить на предложение о заключении сделки необходимо:

  1. В случае, когда организация несет обязанность по заключению соглашения, которое носит публичный характер с любым из обратившихся с таким предложением лицом, в силу требований п. 3 ст. 426 ГК РФ.
  2. По договору поставки, в силу п. 2 ст. 507 ГК РФ.
  3. При заключении госконтракта, либо муниципального контракта, в силу требований ч. 12 ст. 95 ФЗ «О контрактной…» от 05.04.2013 № 44.

Каково содержание письма с отказом от заключения договора?

Если сторона будущего соглашения, направила оферту с целью оформить договор, в случаях, когда направление ответа является обязательным (они изложены выше), требуется дать ответ. Допускается отправлять ответное письмо и тогда, когда реакция на оферту не обязательна.

В письме отражаются сведения о том, по какой причине соглашение не может быть подписано. Какого-либо законодательного порядка по составлению такого рода документов не предусмотрено. В связи с этим необходимо исходить из общих традиций и правил документооборота, правил, предусмотренных в организации (при их наличии).

  1. О лице, направившем оферту, в частности, его Ф.И.О., контактные данные, адрес места регистрации. Если заключение соглашения предложило юридическое лицо, в ответе можно указать наименование организации, ее ОГРН, ИНН, адрес места нахождения, сведения о лице, действующем от имени компании без доверенности.
  2. Номер письма, если он присваивается. Указывать номер целесообразно, чтобы не потеряться в большом количестве корреспонденции (если ее действительно много).
  3. Название ответа (письмо, либо ответ на предложение о заключении сделки).
  4. Причины, послужившие основанием отказаться от предложенных условий.
  5. Информация о лице, которое подписывает письмо, его должность, подпись.

На письме ставится печать организации (если имеется).

Как составляется образец отказа от подписания договора (пример)

Ниже мы приведем письмо-отказ от подписания договора, который можно видоизменить под конкретную ситуацию.

Директору ООО «Варашон»

Иванову Ивану Ивановичу,

101000, г. Москва, ул. Сиреневая, 12-56,

Телефон: 123-1231

От директора ООО «Кираприм»

Петрова Петра Петровича,

101000, г. Москва, ул. Правонская, 12-12,

Телефон 321-3211

Исходящий № 123-П

Уважаемый Иван Иванович!

Сообщаю, что Ваше предложение о заключении соглашения об оказании услуг в области программного обеспечения для нашей организации, поступившее в адрес ООО «Кираприм» 17 марта 2018 года было рассмотрено.

Сообщаю, что в ООО «Кираприм» действует отдел информатизации, который осуществляет все необходимые действия, направленные на установку и поддержание программного обеспечения в организации. В связи с этим, необходимости заключения дополнительных соглашений в настоящее время нет. В случае возникновения такой потребности мы незамедлительно уведомим Вас об этом.

С уважением,

Петров П.П., директор ООО «Кираприм»

Аналогичным образом составляется уведомление об отказе в заключении агентского договора.

Отказ в подписании контракта при поставке товаров для государственных и муниципальных нужд

Заказчик товара имеет право отказаться от подписания контракта с лицом, победившем торги. Основания для этого приведены в п.п. 9 и 10 ст. 31 ФЗ № 44.

В частности, право отказа предусмотрено, если:

  1. Участник закупочных мероприятий не проходит требования, которые предъявляются к таким лицам.
  2. Участником была предоставлена информация, которая не соответствует действительности, и фактически он не соответствует установленным требованиям.
  3. Имеются обстоятельства, предусмотренные п. 10 ст. 31 ФЗ № 44, который относится к закупке лекарств.

В остальных случаях отказаться заказчик права не имеет.

Порядок отказа (при наличии оснований для этого) следующий. В день обнаружения основания для отказа, либо на следующий день, заказчик публикует в Интернете протокол отказа, и в течение 2 дней направляет его участнику.

В документе содержатся различные данные, в том числе:

  • о том, где и когда он оформлен;
  • о реквизитах исполнителя;
  • о реквизитах контракта;
  • о причине отказа.

В случае, если участник закупки отказывается от контракта, то удерживается.

Возможен ли отказ от заключения публичного договора?

Публичный договор должен быть заключен с любым желающим, однако может возникнуть ситуация, когда заключение соглашения нецелесообразно, и возникает желание от него отказаться.

Сделать это возможно только в случаях, предусмотренных законом, а именно – п. 3 ст. 426, п. 5 ст. 786 ГК РФ, и некоторыми другими нормативными актами.

В частности, отказ возможен, если:

  1. Нет возможности обеспечить перевозку железнодорожным транспортом.
  2. Нет возможности подключить заказчика к водопроводным сетям и на это не выделяют инвестиции муниципальные власти.
  3. Если Банк, обязанный заключать договоры вклада со всеми желающими, подозревает, что возможно отмывание денег и легализация доходов, полученных преступным путем.
  4. Если посетитель заведения находится в состоянии алкогольного опьянения.
  5. Если авиаперевозчик установил, что пассажир внесен в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена.

Таким образом, письмо об отказе в заключении сделки можно составить в произвольном виде, поскольку законодательных требований к его содержанию не предъявляется. Ознакомиться с образцом письма можно по тексту выше, а скачать его можно по ссылке ниже.

Документы для скачивания

Скачать образец письма об отказе от сделки

Если поставщик отказывается заключить договор после подведения итогов закупочной процедуры

О реестре недобросовестных поставщиков говорится в ст. 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - 223-ФЗ, закон №223-ФЗ, Закон о закупках). 22 ноября 2012 г. Правительством Российской Федерации было принято Постановление № 1211 «О введении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В названном нормативном правовом акте прописаны:

  • правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков;
  • правила ведения реестра недобросовестных поставщиков;
  • перечень сведений, которые включаются в реестр недобросовестных поставщиков;
  • требования, предъявляемые к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков.

В соответствии с Законом о закупках поставщик может быть включен в РНП по таким основаниям, как:

расторжение договора с контрагентом по решению суда в связи с существенным нарушением им условий заключенного договора.

При направлении информации о недобросовестных поставщиках для включения их в реестр, когда договоры с ними были расторгнуты судом, заказчик должен учитывать некоторые особенности. Например:

Если заказчик отказался заключать и подписывать договор по таким причинам, как, например, в связи с финансовым положением предприятия, то сведения о поставщиках не направляются для их включения в реестр недобросовестных поставщиков.

Прежде чем обратиться в суд, заказчик должен применить досудебный порядок разрешения сложившейся ситуации, спора (ст. 452 ГК РФ).

уклонение лица, являющегося победителем в закупочной процедуре, от заключения договора.

Осуществляя закупочную деятельность по 223-ФЗ, заказчик может столкнуться с ситуацией, когда победитель закупки уклоняется от подписания договора и выполнения всех его условий. Лица, которые недобросовестно выполняют требования закупочной документации, связанные с заключением и исполнением договора, подлежат включению в РНП (например, после подведения итогов закупки и определения победителя участник отказывается поставить товар по ранее заявленной цене, указанной им в заявке на участие, что является уклонением победителя закупки от заключения договора). Данное обстоятельство может существенно затруднить доступ таких поставщиков к рынку товаров, работ и услуг в ближайшие два года, поскольку заказчик вправе в закупочной документации установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в РНП (ст. 3 Закона №223-ФЗ). В таком случае возможность участия в закупочных процедурах и, соответственно, заключения договоров у такого поставщика существенно снижается. Тем самым подрывается финансово-экономическое положение организации, уменьшается прибыль от реализации товаров (работ или услуг) на рынке.

Включение недобросовестных поставщиков, которые уклонись от заключения договора, в РНП по 223-ФЗ возможно в тех случаях, если подписание договора после подведения итогов является обязательным согласно действующему положению о закупке и закупочной документации заказчика. В связи с этим, прежде чем обратиться в антимонопольный орган, заказчик должен внимательно изучить собственное положение и закупочную документацию, в соответствии с которой проводилась конкретная закупочная процедура.

Федеральная антимонопольная служба ведет РНП в соответствии с п.5.3.4 Положения о федеральной антимонопольной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №331. Реестр ведется в электронной форме с использованием информационной системы, которая включает в себя средства ПО, в соответствием с требованиями, которые предъявляются к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков. Антимонопольный орган размещает сведения в реестре недобросовестных поставщиков согласно действующему законодательству с учетом требований о защите государственной тайны. Все сведения, которые направляются заказчиком в контролирующий орган для записи в реестре о недобросовестном поставщике, проверяются. В случае отсутствия нужной информации, ФАС направляет уведомление о необходимости направления в антимонопольный орган требуемых данных в течение 3 рабочих дней со дня, когда заказчик получил уведомление о предоставлении сведений от уполномоченного органа. После проверки информации данные о поставщике включаются в РНП антимонопольным органом в течение 3 рабочих дней, образуя реестровую запись (она должна быть обязательна подписана представителем уполномоченного органа с применением ЭЦП или другого аналога собственноручной подписи в целях защиты информации, включенной в реестр). Сведения о поставщике исключаются из РНП по истечении 2 лет с момента включения информации в реестр. Также реестровая запись о недобросовестном поставщике может быть удалена из РНП уполномоченным органом в случае, когда решение суда о расторжении договора, ставшее основанием для добавления информации о поставщике в РНП, было отменено в установленном законом порядке.

Сведения, содержащиеся в реестре

  • Номер реестровой записи и дата включения сведений в реестр
  • Уполномоченный орган, осуществивший включение сведений в реестр
  • Информация о недобросовестном поставщике (исполнителе, подрядчике) и его месте нахождения (месте жительства):
  • Сведения о проведенных закупках:
  • Сведения о договоре:

В настоящее время у заказчика появилась возможность при формировании извещения на официальном сайте о проведении закупочной процедуры в разделе «требования к участникам закупки» делать отметку о том, что поставщик не состоит в реестре недобросовестных поставщиков. В дальнейшем при составлении протоколов закупки будет производиться проверка участников закупок в реестре недобросовестных поставщиков.

Если после окончания закупочной процедуры победитель уклоняется от заключения договора (или участник закупки, с которым согласно закупочной документации заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора, при условии того, что документацией предусмотрена обязанность такого участника заключить договор), заказчику необходимо направить обращение в Федеральную антимонопольную службу о включении поставщика в реестр недобросовестных поставщиков (это не право, а обязанность заказчика). В обращении заказчику следует указать наименование и прочие данные (адрес, ИНН, КПП и др.) лица, которое отказывается от заключения договора, способ закупочной процедуры, товар (работы или услуги), закупка которого проводилась. Заказчику не следует забывать о том, что за непредставление или несвоевременное представление информации о недобросовестных поставщиках (исполнителях, подрядчиках), либо предоставление заведомо ложной информации о недобросовестных поставщиках в ФАС России в соответствии с КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа.

Получив обращение от заказчика, антимонопольная служба принимает его к производству и в последующем направляет уведомление заказчику и поставщику о рассмотрении обращения по вопросу о включении (либо невключении) сведений об поставщика в реестр недобросовестных поставщиков. В уведомлении антимонопольный орган просит заказчика и поставщика предоставить в названный срок необходимые документы для более полного и всестороннего рассмотрения обращения и принятия верного решения. Также в уведомлении ФАС России назначает дату и время (с указанием адреса), когда состоится заседание по вопросу включения (либо невключения) победителя закупки в РНП. На рассмотрении обращения комиссией антимонопольного органа сторонам необходимо обеспечить явку своего представителя с доверенностью, оформленной надлежащим образом.

Пример доверенности

(*на фирменном бланке организации*)

Доверенность №

город, дата выдачи доверенности

Настоящей доверенностью (наименование организации), зарегистрированное (дата регистрации) по адресу: (указать адрес) ОГРН____, ИНН ____, в лице ____________, действующего на основании ________,

уполномочивает

(ФИО лица, которое будет представлять интересы заказчика в ФАС с указанием должности) , паспорт серия, номер _______, дата выдачи, кем выдам, зарегистрированного по месту жительства по адресу: (адрес регистрации) :

представлять интересы предприятия в УФАС по (указать регион) при рассмотрении обращения (наименование организации заказчика) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (наименование организации) в связи с его уклонением от заключения договора после подведения итогов (наименование закупки на поставку товара, выполнение работ или оказание услуг).

Доверенность выдана без права передоверия (указать срок).

Подпись доверенного лица ______________________________ удостоверяю.

Директор _____________ (ФИО)

Как правило, антимонопольный орган запрашивает следующие документы и сведения:

У организатора закупки:

Извещение и документацию о проведении закупочной процедуры, сообщения о внесении изменений в документацию, разъяснения документации о закупке (при наличии);

Все заявки, поданные участниками закупки;

Все протоколы, которые были составлены в ходе процедуры закупки товара (работ, услуг);

Доказательства отправки в адрес поставщика (подрядчика, исполнителя) проекта договора (если победитель уклоняется от подписания), а также иные сведения, которые будут свидетельствовать об отказе от заключения договора.

Также контролирующий орган может запросить:

Документы, в соответствии с которыми проводилась закупочная процедура (например, положение о закупке товаров, работ, услуг, приказ об утверждении положения о закупке);

Распорядительный документ по вопросу организации и проведения данной закупки (например, приказ директора об организации и проведении запроса предложений на поставку антигололедного реагента);

Иные документы и сведения.

У поставщика (подрядчика, исполнителя):

Устав (Положение), при отсутствии такового в открытом доступе;

Свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

Сведения о дате и времени поступления проекта договора;

Сведения о направлении поставщиком (исполнителем, подрядчиком) подписанного проекта договора (с указанием даты и времени направления), в случае, если такие документы не направлялись - объяснение в письменной форме с указанием причины уклонения от заключения договора с заказчиком;

Иные сведения, которые касаются уклонения от заключения договора (если таковые имеются).

В Федеральную антимонопольную службу в срок не позднее, чем 30 календарных дней с момента заключения договора с участником закупочной процедуры, с которым по условиям закупочной документации заключается договор, если победитель уклонился от подписания договора, либо со дня, когда истек срок заключения договора, прописанный в закупочной документации (если заказчиком в закупочной документации не предусмотрен вариант заключения договора с другим участником закупки при уклонении победителя от подписания договора), заказчиком направляются необходимые сведения согласно ст. 5 Закона №223-ФЗ, Правилам ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением от 22.11.2012 №1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В назначенную дату комиссия ФАС России при участии представителей со стороны заказчика и со стороны лица, уклонившегося от подписания договора, проводит рассмотрение обращения организатора закупочной процедуры о включении сведений о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков. Комиссия, получив представленные сторонами сведения и документы, выясняет позицию как заказчика, так и лица, отказавшегося от заключения договора (изучаются положения закупочной документации, протоколы, порядок подписания сторонами договора, сроки заключения договора и т.д.).

Стороны поясняют свои доводы по вопросу включения (невключения) поставщика (подрядчика, исполнителя) в РНП, отвечают на вопросы комиссии ФАС. Также стороны могут задавать вопросы друг другу относительно несвоевременности подписания договора после подведения итогов закупки. Как правило, процесс рассмотрения не является продолжительным, не длится часами, поэтому важно четко и лаконично сформулировать свою позицию.

Заказчик в соответствии с положением о закупке и закупочной документацией аргументирует требование о включении победителя закупки в реестр недобросовестных поставщиков. К примеру, согласно протоколу подведения итогов запроса предложений, заказчик в течение 7 рабочих дней с момента опубликования на официальном сайте итогового протокола направляет договор на подписание поставщиком, а тот в свою очередь должен в течение 10 рабочих дней подписать его и один экземпляр договора направить организатору закупки (кто первый подпишет договор - заказчик или поставщик - не имеет значения, если иное не предусмотрено в закупочной документации или итоговом протоколе).

Если же данные сроки нарушены победителем, заказчик должен обратиться в антимонопольный орган, поскольку в соответствии со ст. 5 Закона о закупках в РНП включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договора, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договора. С перечнем недобросовестных поставщиков заказчик может ознакомиться на официальном сайте, такая информация находится в открытом доступе и предоставляется для ознакомления без взимания платы.

Как найти поставщика в РНП?

Заказчик может легко найти необходимые сведения, проверить поставщика, с помощью параметров поиска, используя функционал официального сайта. Для этого во вкладке «реестры» следует выбрать «реестр недобросовестных поставщиков» и далее осуществить поиск после введения требуемых сведений о лице (ИНН, наименование).

Также антимонопольный орган обеспечивает создание и формирование справки о том, находятся ли в реестре недобросовестных поставщиков участники закупочной процедуры, поставщики (исполнители, подрядчики) по запросу, поступившему от посетителя официального сайта.

Поставщику (подрядчику, исполнителю) во избежание включения сведений в РНП необходимо предоставить объяснения и доказательства на рассмотрение обращения заказчика, которые могли бы опровергнуть факт уклонения от заключения договора для нужд заказчика: например, если при подписании договора в электронной форме возникли технические неполадки (см. решение Курганского УФАС России по делу №05-02/4-12 об отказе во включении в Реестр недобросовестных поставщиков ЗАО "Глинки").

Комиссия ФАС, сопоставив доводы и обоснования сторон, примет решение о включении поставщика в РНП (например, Решение Кировского УФАС России решение о включении ООО «БУЛАТ" в реестр недобросовестных поставщиков, дело №РНП-43-02) или же откажет в этом (например, Решение Пензенского УФАС по итогам рассмотрения обращения о включении ООО «Каменко-мясо» в реестр недобросовестных поставщиков, дело № 5-09/РНП-58-02).

В любом случае, решение контролирующего органа может быть обжаловано сторонами в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

После рассмотрения обращения решение направляются сторонам, а также размещаются в интернете на сайте антимонопольного органа региона (также данное решение можно будет найти в базе решений ФАС на ее официальном сайте, задав необходимые параметры поиска).

Таким образом, в настоящее время такой способ защиты интересов заказчика как включение сведений о недобросовестных поставщиках в РНП вполне эффективен, поскольку доступ к заказам для таких лиц будет закрыт на 2 года, что практически лишает поставщиков нормального функционирования и закрывает выход на рынок сбыта. Заказчик вправе прописать в закупочной документации в качестве условия для участия в закупке отсутствие поставщика как в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном ФЗ №223, так и в реестре для государственных закупок.

В последнее время число обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков увеличивается, поскольку заказчики, понимая ответственность, предусмотренную КоАП РФ за непредставление в контролирующий орган информации о поставщиках, уклоняющихся от заключения договора, в виде штрафа, не готовы нести лишние расходы в связи с собственной безынициативностью. Также данная практика включения сведений в реестр о недобросовестных поставщиках позволяет в будущем другим заказчикам не нарваться на ненадежного партнера и не создать себе проблем по вопросу поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. А поставщики, зная о возможной двухлетней изоляции участия в закупочных процедурах, будут более серьезно и ответственно подходить к вопросу подписания и исполнения договора. Попав всего лишь раз в «черных список», называемый РНП, поставщики рискуют потерять доверие со стороны заказчиков как надежного делового партнера, способного удовлетворить их потребности в полном объеме и своевременно.

Поиск подходящих тендеров для участия – ежедневная рутина для компаний, участвующих в госзакупках. Однако и государственные заказчики тратят немало времени на поиск новых поставщиков, которых они приглашают принять участие в организованных ими конкурсах и аукционах.


Такое приглашение может получить даже компания, которая вообще не участвует в госзакупках и не планирует начинать. Или обычно участвует, но сейчас есть причины пропустить торги: слишком много конкурентов уже подали заявки, приглашение пришло слишком поздно, производственные мощности загружены. Тогда возникает потребность составить корректный отказ.


Поставщик имеет полное право отказаться от приглашения на участие в тендере. Закон даже не регламентирует четкого шаблона письма-отказа – оно может быть составлено в свободной форме. Однако есть пожелания к его содержанию, сложившиеся в тендерной практике:


1. Используйте фирменный бланк.


2. Вложите в письмо приглашение, которое прислал заказчик.


3. В отказе от участия в тендере укажите следующую информацию:

  • название компании-организатора тендера и ФИО лица, к которому обращаетесь;
  • свои реквизиты;
  • номер и дату приглашения;
  • дату проведения, номер и название закупки;
  • ФИО, должность, подпись автора письма, дату составления.

4. В теле письма поблагодарите за приглашение, изложите причины отказа и закончите письмо фразой, выражающей намерение (или его отсутствие) участвовать в тендерах заказчика в будущем.

Образцы письма-отказа от предложения участия в тендере

рис.1 Образец письма-отказа 1



рис.2 Образец письма-отказа 2



рис.3 Образец письма-отказа 3

Чем мотивировать отказ?

Наиболее вежливой и ни к чему не обязывающей формулировкой отказа от участия в тендере считается временная загруженность компании: очень много текущих заказов, не можем взять на себя дополнительные обязательства. Но это сейчас, а в следующий раз обязательно поучаствуем.


Если же и в следующий раз не планируете, используйте стандартный довод “дело не в тебе”: объясните отказ невозможностью выполнить сложные условия контракта из-за несоответствия уровня компании, нехватки ресурсов, мощностей, опыта. Конкретные примеры формулировок смотрите в образцах.

Отказ от участия в тендере после подачи заявки

Различные процедуры торгов предусматривают различные условия выхода из тендерной гонки. Но в любом случае сделать это нужно до момента окончания приема предложений.

  • Проще всего, если вы подали заявку на электронный аукцион . В этом случае достаточно зайти в личный кабинет на ЭТП и нажать кнопку “Отозвать”. Средства обеспечения заявки разблокируются в течение 1 дня.
  • Чуть сложнее с запросом котировок . Процедура предполагает возможность отказа от участия в тендере, только если заказчик внес изменения в извещение. Тем не менее отозвать заявку можно в любом случае: по закону заказчик обязан отклонить участника, который прислал более одной. Пришлите вторую, и вашу кандидатуру рассматривать не будут.
  • При отказе от участия в открытом конкурсе следует направить заказчику уведомление. Сделать это нужно до момента завершения приема заявок, в той же форме, в какой вы получили конкурсную документацию: бумажной или электронной. В первом случае логично воспользоваться услугами курьера, а не отправлять бумаги почтой, так как велика вероятность не уложиться в сроки. Также курьер сможет сразу забрать регистрацию отказа от участия в тендере. Вернуть обеспечение заявки заказчик обязан в течение 5 дней.

Письмо-уведомление пишется аналогично отказу от предложения участия в тендере, рассмотренному выше, только вместо номера и даты приглашения укажите информацию об извещении и заявке:



рис.4 Образец письма-уведомления

Отказ от подписания договора

Вы выиграли тендер. Отлично, но в процессе согласования контракта с заказчиком выявились некоторые детали, изначально не отраженные в спецификации. Например, заказчик уточнил, что требуется не только поставка оборудования, но и его сборка в полном объеме. В итоге затраты на исполнение договора увеличились, и вам это стало невыгодно. Что делать?


Строго говоря, победитель тендера не имеет права отказаться от подписания контракта с заказчиком. Даже описанное увеличение расходов не является для этого основанием. Считается, что все уточняющие вопросы участник должен направить заказчику на этапе подачи предложений. А если заявка подана, это значит, участник оценил все риски и согласен с условиями контракта.


Отказ от участия в тендере на этом этапе считается уклонением – сведения о юридическом лице и учредителях попадут в РНП. Это лишит компанию возможности участвовать в госзакупках на 2 года, и в принципе нанесет серьезный ущерб бизнес-репутации. Как не попасть в “черный список” – читайте в нашей статье .


Существует 3 неофициальных способа все-таки отказаться от подписания контракта. Тем не менее каждый из них связан с риском попадания в список недобросовестных поставщиков.

  1. Оптимальный вариант – договориться с заказчиком о расторжении договора по взаимному согласию сразу же после его подписания. В этом случае есть вероятность, что заказчик откажется сотрудничать. Хотя, как правило, он также не заинтересован в доведении ситуации до ФАС.
  2. Найдите несоответствие документации в собственной заявке, поданной на выигранный тендер. Вы можете подать жалобу в ФАС на действия заказчика, обвинив его в том, что он вообще не должен был рассматривать вашу заявку. Срок подачи жалобы – 10 дней с момента публикации протокола рассмотрения заявок.
  3. Пропустите срок подписания договора, предварительно собрав доказательства своей невиновности в этом. Например, документы, подтверждающие, что контракт не подписан по причине болезни директора, DDoS атаки на корпоративную сеть. В этом случае у вас будет шанс доказать комиссии ФАС непреднамеренность уклонения, и в РНП вас не внесут. Однако следует помнить, что это фальсификация, а мнение комиссии чаще бывает на стороне заказчика.

Желаем вам не попадать в рассмотренные ситуации, и не подвергать риску свою репутацию. А если вам требуется набор инструментов тендерного профессионала или консультация специалиста, добро пожаловать в

Если заказчик отказался от заключения контракта

Если заказчик отказался от заключения контракта с победителем

В соответствие с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года №ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - 44-ФЗ, Закон о контрактной системе), регулирующим сферу государственных закупок, госзаказчик может отказаться от заключения контракта с участником-победителем даже после завершения всех конкурсных процедур.

Положительным фактором является то, что такой отказ возможен лишь в нескольких исключительных случаях, которые четко регламентированы ФЗ-44. Необоснованное уклонение госзаказчиком от подписания контракта не предусмотрено и является грубым нарушением ФЗ-44, а также поводом для обращения участником-победителем конкурса с жалобой и соответствующего судебного разбирательства.

С целью предотвратить возможность отказа заказчика от подписания договора после объявления результатов торгов стоит внимательно изучить условия, при которых данный отказ является законным и обоснованным и постараться избежать их возникновения.

В каких случаях заказчик вправе отказаться от заключения контракта с победителем?

Один из основных мотивов для отказа заказчика от подписания контракта с участником, победившим в конкурсе - это предоставление недостоверной информации при подаче заявки на участие. На этапе проведения конкурса у заказчика может быть недостаточно времени для выяснения соответствия действительности всей информации, предоставляемой участниками конкурса или аукциона.

Какая информация, предоставленная участником, может быть проверена заказчиком и явиться поводом для отказа в подписании контракта?

В первую очередь, информация, касающаяся основных требований, предъявляемых ко всем участникам системы государственных закупок. Выявление госзаказчиком фактов нарушения таких требований является неоспоримым основанием для отказа поставщику, победившему в конкурсе, в подписании контракта.

К требованиям, выполнение которых является обязательным, относятся:

  • На момент подачи заявки для участия конкурсе или аукционе не должна быть инициирована процедура банкротства или ликвидации компании-участника. Кроме того, деятельность организации не может быть приостановлена в соответствии со статьей 3.12. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • Участник не должен иметь задолженность за прошедший год по налогам и сборам, а также иным обязательным платежам, подлежащим уплате в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Размер просроченной задолженности перед бюджетами, при наличии которой возможно получение отказа в заключении госконтракта, должен превышать 25 процентов балансовой стоимости всех активов компании-участника на последнюю отчетную дату. Долг в размере менее 25 процентов активов по последней бухгалтерской отчетности не может являться достаточной причиной для незаключения контракта с победителем.

Кроме того, если участник считает, что такая задолженность предъявлена участнику налоговыми органами необоснованно, то до предоставления заявки на участие в конкурсе компания должна в обязательном порядке подать заявление об обжаловании такой задолженности или недоимки. Если такое заявление подано, но на момент начала конкурса не рассмотрено, участник все равно считается выполнившим требование и заказчик не вправе уклониться от заключения контракта с таким победителем;

  • Руководитель (генеральный директор или иное уполномоченное лицо) участника-победителя, члены его действующего исполнительного органа, а также главный бухгалтер не могут иметь судимости за преступления в финансовой сфере, либо такая судимость должна быть соответствующим образом погашена или снята. Аналогичное требование об отсутствии судимостей по экономическим правонарушениям касается участников государственных торгов, являющихся физическими лицами;
  • Если результатом исполнения государственного контракта становится приобретение заказчиком прав на результаты интеллектуальной собственности, то исполнитель на момент подачи заявки для участия в конкурсе должен обладать такими правами;
  • Между участником закупки и государственным заказчиком должны отсутствовать какие-либо связи, предусматривающие наличие конфликта интересов. Выявление конфликта интересов возможно в случаях, если представитель заказчика (исполнительный орган, руководитель, иное уполномоченное лицо) является супругом\супругой или близкими родственниками представителя (выгодоприобретателя) компании - победителя конкурса.